Блокировка заднего хода 2109


ВАЗ 2109 | Механизм блокировки включения задней передачи - устройство и принцип функционирования

Механизм блокировки включения задней передачи - устройство и принцип функционирования

Конструкция механизма блокировки включения задней передачи
Схема срабатывания блокиратора при выборе 5-й передачи
Схема срабатывания блокиратора при попытке прямого переключения с 5-й передачи на заднюю
Схема срабатывания блокиратора при переключения с 5-й передачи на заднюю через нейтральную

 Описание процедур снятия, обслуживания, установки и регулировки блокировочного механизма приведено в Разделе Снятие, обслуживание, установка и регулировка сборки механизма блокировки включения задней передачи.

Расположенный в раздаточной коробке механизм блокировки включения задней передачи предотвращает прямое переключение с 5-й передачи на передачу заднего хода. Для этого используется селекторный рычаг и кулачок, допускающие переключение трансмиссии на заднюю передачу только после предварительного выбора нейтрального положения. Конструкция Конструкция предохранительного механизма показана на иллюстрации.

Гильза механизма блокировки приболчена к раздаточной коробке и служит кожухом для компонентов блокиратора.

Внутри гильзы помещается ось, на более тонкий конец которой надевается свободно проворачивающийся кулачок. Свободу продольного перемещения кулачка вдоль оси в левую сторону ограничивает ступенька, сформированная на внутренней стенке гильзы.

В обоих торцах оси блокиратора предусмотрены полости, в левую из которых заправлена оснащенная колпачком 1-я возвратная пружина. Малая возвратная пружина, заправленная в полость с правого торца оси, отжимает последнюю влево.

Еще одна пружина установлена снаружи на кулачок и своим левым концом обеспечивает отжим последнего влево с одновременным проворачиванием.

Обе правые пружины своими правыми торцами упираются в специальную фиксируемую стопорным кольцом пластину.

В оси кулачка предусмотрена V-образная канавка, в которую входит подпружиненный блокирующий шарик, посаженный в отверстие в гильзе.

Селекторный рычаг пропускается в прорезь с нижней стороны гильзы и входит в паз оси кулачка. Принцип функционирования На иллюстрации 2.2 селекторный рычаг показан в нейтральном положении. Крайнее левое положение рычага соответствует выбору 1-й или 2-й передачи, крайнее правое - 5-й и задней. В нейтральном положении 1-я возвратная пружина стремится сдвинуть рычаг вправо (в сторону 5-й и задней передач), в то время как малая возвратная пружина оси удерживает его на месте.

При смещении рычага селектора в сторону 5-й/задней передач ось и кулачок механизма блокировки отжимаются вправо.

При выборе 5-й передачи селекторный рычаг разворачивается в соответствующем направлении и, выходя за край кулачка, освобождает последний, что приводит к возврату его в исходное положение усилием, развиваемым кулачковой пружиной.

При попытке переключения с 5-й передачи на заднюю селекторный рычаг, поворачиваясь, отжимает ось вправо, что сопровождается разворачиванием кулачка против часовой стрелки (при взгляде в направлении А). Угол вращения кулачка ограничен упорной пластиной в точке, соответствующей нейтральному положению. Далее, под воздействием развиваемого возвратной пружиной, селекторный рычаг отжимается осью кулачка влево (в нейтральное положение).

В случае, когда перед выбором задней передачи трансмиссия предварительно возвращается в нейтральное, селекторный рычаг беспрепятственно поворачивается в требуемом направлении после одновременного отжимания оси с кулачком, торцы которых оказываются в одной плоскости.

automn.ru

ВАЗ 2109 | Двойной переключатель заднего хода и блокировки стартера

Регулировка двойного переключателя
1. Рычаг переключателя

2. Рычаг селектора трансмиссии

3. Отверстия для регулировки

4. Сверло 4 мм

Переключатель ввернут в переднюю часть картера трансмиссии и выполняет две функции – предотвращает включение стартера только в положениях селектора N или P и включает сигнал заднего хода в положении селектора R.

Проверка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Если стартер включается в иных положениях чем N или P, то переключатель неисправен, или нарушена его регулировка.
2. Если не включается и задний свет, то переключатель надо проверить.
3. Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на подставки.
4. Отсоедините от переключателя разъем.
5. Проверьте сопротивление между выводами в положениях селектора N, P или R. У исправного переключателя в положениях селектора N и P замкнуты контакты 1 и 2, а в положении селектора R замкнуты контакты 3 и 4.
6. Если эти контакты не замыкаются, то отпустите болты крепления и отрегулируйте переключатель.
7. Если регулировка не дает результата, то переключатель замените.

Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на подставки.
2. Отсоедините разъем.
3. Отверните три болта, достаньте переключатель из механизма селектора.

Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите переключатель, затяните болты.
2. Переведите селектор в положение N.
3. Вставьте в отверстие в верхней части селектора сверло диаметром 4 мм и пропустите в отверстие рычага переключателя.
4. Затяните болты и достаньте сверло.
5. Присоедините провода и проверьте работу переключателя.

automn.ru

ВАЗ 2109 | Выключатель блокировки стартера и света заднего хода

8.2.6. Выключатель блокировки стартера и света заднего хода

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Расположение контактов на электрическом разъеме выключателя блокировки стартера и света заднего хода на ранних моделях
Расположение контактов электрического разъема выключателя блокировки стартера и света заднего хода на поздних моделях
Состояние контактов выключателя блокировки стартера и света заднего хода в зависимости от положения рычага выбора передач

Проверка

Проверьте, что запуск двигателя возможен только в положении PARK или NEUTRAL рычага выбора передач и что фонари заднего хода включаются только при включении задней передачи.

Регулировка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Поднимите автомобиль и зафиксируйте на подставках.
2. Отсоедините электрический разъем от выключателя.
3. Ослабьте болты крепления выключателя блокировки стартера и света заднего хода (указаны стрелками).
4. Подсоедините омметр к соответствующим контактам электрического разъема выключателя и переместите выключатель в такое положение, когда произойдет размыкание контактов выключателя блокировки стартера (см. рис. Расположение контактов на электрическом разъеме выключателя блокировки стартера и света заднего хода на ранних моделях, рис. Расположение контактов электрического разъема выключателя блокировки стартера и света заднего хода на поздних моделях, рис. Состояние контактов выключателя блокировки стартера и света заднего хода в зависимости от положения рычага выбора передач).
5. Затяните болты крепления выключателя.

Замена

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Поднимите автомобиль и зафиксируйте на подставках.
2. Отсоедините электрический разъем от выключателя.
3. Отсоедините трос выбора передач от рычага на коробке передач.
4. Отвинтите гайку, крепящую рычаг выбора передач к валу на коробке передач.
5. Снимите рычаг с вала.
6. Отвинтите болты и снимите выключатель блокировки стартера и света заднего хода.
7. Установка производится в последовательности, обратной снятию.

automn.ru

Механизм блокировки включения задней передачи

Механизм блокировки включения задней передачи - устройство и принцип функционирования

Конструкция механизма блокировки включения задней передачи
Схема срабатывания блокиратора при выборе 5-й передачи
Схема срабатывания блокиратора при попытке прямого переключения с 5-й передачи на заднюю
Схема срабатывания блокиратора при переключения с 5-й передачи на заднюю через нейтральную

 Описание процедур снятия, обслуживания, установки и регулировки блокировочного механизма приведено в Разделе Снятие, обслуживание, установка и регулировка сборки механизма блокировки включения задней передачи.

Расположенный в раздаточной коробке механизм блокировки включения задней передачи предотвращает прямое переключение с 5-й передачи на передачу заднего хода. Для этого используется селекторный рычаг и кулачок, допускающие переключение трансмиссии на заднюю передачу только после предварительного выбора нейтрального положения. Конструкция Конструкция предохранительного механизма показана на иллюстрации.

Гильза механизма блокировки приболчена к раздаточной коробке и служит кожухом для компонентов блокиратора.

Внутри гильзы помещается ось, на более тонкий конец которой надевается свободно проворачивающийся кулачок. Свободу продольного перемещения кулачка вдоль оси в левую сторону ограничивает ступенька, сформированная на внутренней стенке гильзы.

В обоих торцах оси блокиратора предусмотрены полости, в левую из которых заправлена оснащенная колпачком 1-я возвратная пружина. Малая возвратная пружина, заправленная в полость с правого торца оси, отжимает последнюю влево.

Еще одна пружина установлена снаружи на кулачок и своим левым концом обеспечивает отжим последнего влево с одновременным проворачиванием.

Обе правые пружины своими правыми торцами упираются в специальную фиксируемую стопорным кольцом пластину.

В оси кулачка предусмотрена V-образная канавка, в которую входит подпружиненный блокирующий шарик, посаженный в отверстие в гильзе.

Селекторный рычаг пропускается в прорезь с нижней стороны гильзы и входит в паз оси кулачка. Принцип функционирования На иллюстрации 2.2 селекторный рычаг показан в нейтральном положении. Крайнее левое положение рычага соответствует выбору 1-й или 2-й передачи, крайнее правое - 5-й и задней. В нейтральном положении 1-я возвратная пружина стремится сдвинуть рычаг вправо (в сторону 5-й и задней передач), в то время как малая возвратная пружина оси удерживает его на месте.

При смещении рычага селектора в сторону 5-й/задней передач ось и кулачок механизма блокировки отжимаются вправо.

При выборе 5-й передачи селекторный рычаг разворачивается в соответствующем направлении и, выходя за край кулачка, освобождает последний, что приводит к возврату его в исходное положение усилием, развиваемым кулачковой пружиной.

При попытке переключения с 5-й передачи на заднюю селекторный рычаг, поворачиваясь, отжимает ось вправо, что сопровождается разворачиванием кулачка против часовой стрелки (при взгляде в направлении А). Угол вращения кулачка ограничен упорной пластиной в точке, соответствующей нейтральному положению. Далее, под воздействием развиваемого возвратной пружиной, селекторный рычаг отжимается осью кулачка влево (в нейтральное положение).

В случае, когда перед выбором задней передачи трансмиссия предварительно возвращается в нейтральное, селекторный рычаг беспрепятственно поворачивается в требуемом направлении после одновременного отжимания оси с кулачком, торцы которых оказываются в одной плоскости.

carmanz.com

ВАЗ 2109 | Выключатели блокировки стартера и фонарей заднего хода

20.6. Выключатели блокировки стартера и фонарей заднего хода

20.6.1. Все модели, кроме моделей с коробкой передач 722.4

Снятие

Извлечение скобы крепления электрического разъема (стрелка) выключателя блокировки стартера и фонарей заднего хода на всех моделях, кроме моделей с коробкой передач 722.4
A – тяга переключения передач;

B – рычаг выбора передач;

C – электрический разъем

Извлечение винта крепления рычага выбора передач к коробке передач
Снятие рычага выбора передач с коробки передач
Снятие выключателя блокировки стартера и фонарей заднего хода с коробки передач
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите провод массы с аккумулятора.
2. Затяните ручной тормоз, затем поднимите переднюю часть автомобиля и зафиксируйте на подставках.
3. Освободите скобу крепления электрического разъема выключателя блокировки стартера и фонарей заднего хода (см. рис. Извлечение скобы крепления электрического разъема выключателя блокировки стартера и фонарей заднего хода на всех моделях, кроме моделей с коробкой передач 722.4).
4. Снимите скобу и отсоедините тягу от рычага выбора передач на коробке передач.
5. Используя две отвертки и соблюдая осторожность, снимите электрический разъем с выключателя блокировки стартера и фонарей заднего хода.
6. Отвинтите винт и гайку крепления рычага и снимите рычаг с коробки передач (см. рис. Извлечение винта крепления рычага выбора передач к коробке передач, Снятие рычага выбора передач с коробки передач).
7. Отвинтите винты и снимите выключатель блокировки стартера и фонарей заднего хода с коробки передач (см. рис. Снятие выключателя блокировки стартера и фонарей заднего хода с коробки передач).

Установка и регулировка

Установка хвостовика сверла диаметром 4 мм в отверстие рычага и ориентира выключателя блокировки стартера и фонарей заднего хода
Расположение винтов крепления выключателя блокировки стартера и фонарей заднего хода
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите выключатель блокировки стартера и фонарей заднего хода на место, вставьте и завинтите винты, не затягивая их окончательно.
2. Установите рычаг выбора передач на коробку передач таким образом, чтобы ориентир на выключателе установился в соответствующее отверстие в рычаге. Проверьте, что рычаг выбора передач находится в положении N. Маркировка положений имеется на картере коробки передач. Закрепите рычаг выбора передач винтом и гайкой.
3. Вставьте хвостовик сверла или стальной стержень диаметром 4 мм в отверстие рычага и ориентира выключателя. При этом стальной стержень должен войти в отверстие в корпусе выключателя (см. рис. Установка хвостовика сверла диаметром 4 мм в отверстие рычага и ориентира выключателя блокировки стартера и фонарей заднего хода).
4. В этом положении окончательно затяните винты крепления выключателя, затем достаньте сверло или стержень (см. рис. Расположение винтов крепления выключателя блокировки стартера и фонарей заднего хода).
5. Соедините тягу с рычагом выбора передач и закрепите ее скобой.
6. Подсоедините электрический разъем к выключателю и закрепите его скобой.
7. Опустите автомобиль и подсоедините провод массы.

automn.ru

ВАЗ 2109 | фонаря заднего хода / блокировки стартера - снятие, установка и регулировка

Выключатель фонаря заднего хода / блокировки стартера - снятие, установка и регулировка

Примечание. Этот параграф относится только к трансмиссиям 722.42...

Снятие

1 Доступ к выключателю фонаря заднего хода / блокировки стартера затруднен и требует поднятия задней части трансмиссии. Для начала отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумулятора и уберите его в сторону. Аккумулятор расположен в багажном отделении.

2 Поднимите капот насколько это возможно. Для защиты моторной перегородки и тормозных трубопроводов проложите между перегородкой и двигателем кусок фанеры или картона.

3 Затяните стояночный тормоз, поднимите передок автомобиля и установите его на подпорки. Снимите из-под двигателя пластину защиты картера (если есть).

4 Снимите всю выхлопную систему.

5 Где есть, снимите тепловой экран выхлопной системы с днища автомобиля для доступа к промежуточной опоре карданного вала.

6 Отсоедините карданный вал от фланца выходного вала трансмиссии. 

Примечание. Самоконтрящиеся гайки рекомендуется заменить. Ослабьте стяжную гайку промежуточной опоры карданного вала, затем ослабьте (не отворачивайте совсем) гайку крепления подшипника и сдвиньте карданный вал насколько возможно назад.

7 Отсоедините разъем электромагнита режима kick-down на заднем правом углу трансмиссии.

8 Если спидометр имеет тросовый привод, отверните стяжной болт, вытащите трос из трансмиссии и привяжите его где-нибудь так, чтобы он не мешал работе. Освободите трос от завязок на картере трансмиссии.

9 Если спидометр имеет импульсный датчик, снимите датчик с трансмиссии и привяжите его где-нибудь в стороне.

10 Отсоедините разъем выключателя фонаря заднего хода / блокировки стартера, подняв вверх язычок разъема. Осторожно извлеките разъем с помощью двух отверток.

11 Установите селектор в положение "N", затем отсоедините тягу селектора от рычага трансмиссии и от рычага селектора, удалив фиксаторы.

12 Подоприте трансмиссию домкратом на тележке, положив на площадку домкрата деревянный брусок.

13 Отверните болты крепления к кузову задней опорной поперечины под силовым блоком.

14 Проложите небольшой деревянный брусок между поддоном двигателя и поддерживающей поперечиной. Опустите силовой блок насколько возможно вниз, пока двигатель не упрется в брусок. Следите за тем, чтобы во время этой операции не повредить тормозные шланги и иные детали на моторной перегородке головкой блока или цилиндров. На моделях, оснащенных дополнительным подогревателем, не повредите шланг подогревателя на перегородке.

15 Отверните два крепежных винта и снимите выключатель с трансмиссии.

Установка и регулировка

16 Установите выключатель на место, следя за тем, чтобы его палеи совместился с соответствующим отверстием рычага селектора (рис. 16). Убедитесь в том, что рычаг находится в положении "N" (положения рычага указаны на корпусе трансмиссии).

А - Выключатель фонаря заднего хода; В - Винты крепления выключателя; С - Сверло 4 мм

Рис. 16. Регулировке положения выключателя фонаря заднего хода / блокировки стартере - модели с трансмиссией 722.42...

17 Вверните крепежные винты, но не затягивайте их. Вставьте в палец выключателя пруток или сверло диаметром 4 мм так, чтобы оно вошло в отверстие рычага селектора. В этом положении затяните крепежные винты выключателя и выньте сверло.

18 Поднимите домкратом силовой блок и затяните болты крепления опорной поперечины к кузову.

19 Подсоедините тягу се лектора к рычагам и закрепите ее фиксаторами.

20 Подключите к выключателю электрический разъем.

21 Установите на место привод спидометра (датчик или трос).

22 Подсоедините электрический разъем к электромагниту режима kick-down.

23 Присоедините карданный вал к фланцу выходного вала коробки передач. Самоконтрящиеся гайки замените на новые.

24 Установите на место тепловой экран выхлопной системы (если таковой предусмотрен конструкцией).

25 Установите на место выхлопную систему и защиту картера двигателя.

26 Опустите автомобиль на землю. Уберите защитную прокладку моторной перегородки.

27 Подключите к аккумулятору отрицательный провод.

automn.ru

ВАЗ 2109 | Снятие, обслуживание, установка и регулировка сборки механизма блокировки включения задней передачи

Снятие, обслуживание, установка и регулировка сборки механизма блокировки включения задней передачи

 Подробное описания устройства и принципа функционирования блокиратора приведено в Разделе Механизм блокировки включения задней передачи - устройство и принцип функционирования.

СНЯТИЕ

1. Снимите сборку РКПП (см. Раздел Снятие и установка трансмиссионной сборки). 2. Снимите сборку раздаточной коробки с удлинением трансмиссии (см. Раздел Снятие, обслуживание и установка раздаточной коробки и удлинения трансмиссии). 3. Снимите рычаг механизма переключения (см. Раздел Снятие, обслуживание и установка раздаточной коробки и удлинения трансмиссии).

4. Выверните боковую пробку, снимите пружинную шайбу и извлеките стопорный шарик.

5. Снимите муфту блокировки включения задней передачи.

РАЗБОРКА

Снятие компонентов муфты блокировки включения задней передачи

1. Накройте блокировочную сборку ветошью и при помощи отвертки извлеките пружинное стопорное кольцо.

 Ослабшее или деформированное кольцо подлежит замене.

2. Извлеките внутренние компоненты блокировочного механизма. 3. Снимите уплотнительное кольцо, - постарайтесь не оцарапать кольцо при снятии, в противном случае оно должно быть заменено.

  Постарайтесь не сломать регулировочную шайбу, устанавливаемую между гильзой блокировочного механизма и картером!

СБОРКА

Установка компонентов муфты блокировки включения задней передачи в гильзу

1. Заправьте в гильзу возвратную пружину 1/2 передач, колпачок возвратной пружины, ось кулачка, возвратную пружину 5-й/задней передач и пружину кулачка.

 Проследите, чтобы загнутый конец кулачковой пружины попал в приемную канавку кулачка.

2. Зацепите изгиб кулачковой пружины за упорную пластину. 3. Разверните кулачок таким образом, чтобы его выступ вошел в отверстие в упорной пластине. Удерживая кулачок в данном положении, посадите упорную пластину в гильзу и зафиксируйте ее пружинным стопорным кольцом. 4. Заправьте уплотнительное кольцо в выточку в гильзе.

ПРОВЕРКА

Проверка хода кулачка

1. Удостоверьтесь в том, что паз в оси кулачка совмещен с вырезом в гильзе. 2. Вручную проверьте плавность вращения кулачка. 3. Отожмите сборку кулачка до конца их хода в сторону упорной пластины, затем отпустите. Если кулачок не возвращается на место, замените его пружину. Если не возвращается ось, проверьте внутреннюю поверхность гильзы на наличие задиров и царапин. Если гильза находится в исправном состоянии, замените соответствующую возвратную пружину. 4. Удостоверьтесь в правильности регулировки блокировочного механизма (см. ниже).

УСТАНОВКА

Установка производится в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов. Проследите, чтобы весь крепеж был затянут с требуемым усилием (см. Спецификации и сопроводительные к подразделу «Снятие»).

РЕГУЛИРОВКА

Регулировка нейтрального положения

1. Переключите РКПП на 3-ю передачу. 2. Рычаг переключения передач легко должен поворачиваться в сторону 1/2 передач и с усилием в сторону задней передачи, что объясняется воздействием возвратной пружины в период до упора рычага в стопор. 3. Произведите регулировку таким образом, чтобы ход рычага в сторону задней передачи был немного больше, хода в сторону 1/2 передач. 4. Регулировка зазора производится путем подбора требуемой по толщине регулировочной шайбы, устанавливаемой между гильзой блокировочного механизма и картером, - списки поставляемых на рынок регулировочных шайб и осей кулачков приведены ниже.

 Постарайтесь при установке регулировочной шайбы не сломать уплотнительное кольцо. При снятии шайбы нейтральное положение смещается в сторону задней передачи, при установке - в сторону 1-й передачи. Если одной шайбы оказывается недостаточно, замените ось кулачка и повторите процедуру регулировки.

Толщина выпускаемых регулировочных шайб механизма блокировки включения задней передачи

№ детали Толщина, мм
32190AA000 0.15
32190AA010  0.30

Выпускаемые оси кулачков механизма блокировки включения задней передачи

Регулировка упорной пластины

1. Установите рычаг переключения передач в положение 5-й передачи, затем удостоверьтесь в исправности срабатывания блокировочного механизма, попытавшись включить заднюю передачу.

2. Если рычаг переключения передач при его отпускании не возвращается из положения задней передачи в нейтральное положение, подберите новую упорную пластину упорную пластину, - см. приведенную ниже таблицу.

automn.ru


Смотрите также