Демпфер крутильных колебаний 2109


Демпфер – ресурс до замены

При этом детали эти все легче и изящнее – по соображениям топливной эффективности и экологии. Все это усиливает крутильную деформацию коленвала, а также риск возникновения резонансных явлений. Поэтому и появился шкив коленвала с демпфером крутильных колебаний, выполняющий двоякую роль. Во-первых, он защищает от рывков поликлиновый ремень, а во-вторых, способствует гашению возникающих в коленвале резонансных колебаний.

Демпфер крутильных колебаний представляет собой шкив, состоящий из нескольких частей. Обычно это внутренняя часть, которая крепится к кольцу коленвала, представляющая собой собственно шкив внешняя часть и упругий элемент между ними. Встречаются и более сложные конструкции – шкивы для автомобилей с системой «стоп-старт» или высокофорсированных дизельных двигателей.

Одинарный шкив-демпфер, состоит из трех частей: 2 металлических (железо, сталь, алюминий) и резинового элемента, соединяющего эти части. Широко используется на дизельных и бензиновых двигателях. Пример: NTN-SNR DPF358.24

Шкив для «стоп-старт» со сложной конструкцией демпфирующего элемента, выдерживает очень большое количество пусков двигателя на протяжении периода эксплуатации. Пример NTN-SNR NTN-SNR DPF359.09.

Двойной шкив-демпфер, устанавливаемый на многие дизельные двигатели – технически самый сложный тип. Изготавливается из 7-8 металлических частей и 2 резиновых вставок. Пример: NTN-SNR DPF359.03

Упругий элемент шкива-демпфера подвергается деформации столько раз, сколько происходит воспламенение смеси в цилиндрах двигателя – до десяти миллионов раз на тысячу километров пробега. Естественно, из-за значительных нагрузок демпфер шкива подвержен износу и, следовательно, нуждается в регулярной проверке и превентивной замене в случаях неудовлетворительного состояния.

Проблема в том, что значение демпфера шкива зачастую недооценивается. Многие считают, что он защищает только ремень и навесное оборудование: генератор, компрессор кондиционера, насос гидроусилителя и водяную помпу. В прежних моделях автомобилей все это прекрасно работало с обычными монолитными шкивами. Поэтому форумах автолюбителей и даже механиков часто советуют заменять шкив на монолитный, не понимая, к каким последствиям это может привести.

Однако многие уже осознали, как важно для современных двигателей использование предусмотренных конструкцией компонентов. Поэтому бизнес «дешевых запчастей» пошел дальше в своей изобретательности, и предложил рынку «вечный шкив-демпфер». Утверждается что деталь, полностью выполняя свою функцию, не нуждается в замене.

Деталь-обманка выполнена таким образом, что по внешнему виду сильно напоминает настоящий шкив-демпфер. Однако все ее металлические части являются на самом деле единым целым. Иллюзия создается благодаря резиновому кольцу, вставленному в паз сплошного металлического шкива.

Такой тип псевдо-демпфера никоим образом не соответствует требованиям авто производителя. Мало того, что данный шкив не поглощает вибрации, но он еще и отличается увеличенным большим весом, что ставит под угрозу целостность компонентов двигателя, в частности коленчатого вала, может привести к ускоренному износу шеек и другим серьезным поломкам.

Специалисты компании NTN-SNR, выпускающий широкий перечень шкивов генератора с демпфером крутильных колебаний, рекомендуют производить замену только с использованием деталей, соответствующих оригинальной конструкции и стандартам качества OE-комплектации.

Диагностика и нюансы замены шкива-демпфера

Замену демпфера крутильных колебаний целесообразно производить одновременно с заменой ремня и деталей привода на пробеге порядка 90-120 тыс. км. Однако уже после 60 тыс. пробега, чтобы убедиться в исправности шкива-демпфера, необходимо провести его визуальный осмотр на предмет выявления следующих признаков его износа или повреждения:

  • Трещин в резине
  • Оплавления резины (из-за утечки масла)
  • Деформация резины
  • Трещины на ступице или в области закручивания
  • Разделение различных частей демпфера
  • Наличие трещин на приводном ремне, который судя по пробегу после его установки еще должен быть в нормальном состоянии, также может свидетельствовать о неисправности шкива-демпфера.

Жалобы, которые могут свидетельствовать о выходе из строя шкива-демпфера:

  • необычные вибрации в салоне
  • свист приводного ремня
  • необычный шум или стук, частота которого изменяется вместе с оборотами двигателя.

При подозрении на неисправность шкива-демпфера, если отсутствуют явные внешние признаки поломки, можно воспользоваться рекомендованным специалистами NTN-SNR методом динамической инспекции шкива.I. Когда двигатель выключен и остыл, нарисуйте полоску от края к центру демпфера.II. Запустите двигатель и включите различное электрооборудование (кондиционер, усилитель руля, поворачивая рулевое колесо и т.д.).III. Остановите двигатель. Проверьте метки на шкиве – они должны по-прежнему совпадать – это свидетельствует о том, что центральная часть шкива не проворачивается относительно наружной. В противном случае, демпфер должен быть заменен, так как резиновые вставки больше не выполняют свою роль.

При замене демпферов следует избегать контакта детали с маслом, кислотой, или щелочью из-за риска повреждения резины. До установки запчасти должны храниться в специальной упаковке, защищенной от внешних повреждений и влаги. Используйте соответствующие инструменты: молоток, гаечный ключ, комплект Hazet для демонтажа. Проверьте другие части системы (генератор, ролик натяжителя), всегда заменяйте ремень доп. оборудования и никогда не запускайте двигатель без приводного ремня. Еще один важный момент, который не стоит упускать из виду при замене шкива – крепежные болты необходимо менять, особенно в случае, когда при их затяжке применяется доворот.

ВАЖНО!Использование соответствующих инструментов является обязательным. NTN-SNR рекомендует комплект HAZET для демонтажа демпфера, включающий три специальных элемента для работы в ограниченном пространстве.

carway.info

ВАЗ 2109 | Шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний и ступицы

3.7. Шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний и ступицы

ШКИВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА / ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ

Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите радиатор.
2. Снимите вспомогательный приводной ремень.
3. Отвинтите болты крепления и снимите шкив / гаситель крутильных колебаний со ступицы коленчатого вала.

Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установка производится в последовательности, обратной снятию.

СТУПИЦА

Снятие

Предупреждение

Для снятия ступицы с коленчатого вала необходимо использовать съемник.

При затягивании болта крепления ступицы необходимо использовать динамометрический ключ, обеспечиваю щий момент затягивания 300 Н/м.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите шкив коленчатого вала.
2. Зафиксируйте ступицу от проворачивания. Для этого изготовьте специальный инструмент из двух стальных полос, соединенных болтом. Болтами закрепите специальный инструмент на ступице.
3. Отвинтите болт крепления ступицы и снимите его вместе коленчатыми шайбами.
4. При наличии отвинтите болт нижнего крепления стойки амортизатора механизма натяжения вспомогательного приводного ремня и снимите ось поворота стойки.
5. Используя съемник, снимите ступицу с коленчатого вала.
6. При наличии снимите сегментную шпонку с коленчатого вала.

Установка

Расположение тарельчатых шайб на болту крепления ступицы шкива коленчатого вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите сегментную шпонку в паз коленчатого вала.
2. Совместите паз в ступице с сегментной шпонкой и установите ступицу на коленчатый вал.
3. Смажьте тарельчатые шайбы чистым моторным маслом, затем установите их выпуклой стороной к головке болта крепления ступицы (см. рисунок).
4. Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу болта и ввинтите болт крепления ступицы.
5. Используя специальный или изготовленный самостоятельно инструмент, заблокируйте ступицу от проворачивания и затяните болт крепления ступицы требуемым моментом.
6. Установите шкив коленчатого вала.

automn.ru

ВАЗ 2109 | Снятие и установка демпфера крутильных колебаний/шкива приводного ремня

Снятие и установка демпфера крутильных колебаний/шкива приводного ремня

М111

Детали установки демпфера крутильных колебаний/шкива приводного ремня двигателя серии 111

  1. Детали установки демпфера крутильных колебаний/шкива приводного ремня двигателя серии 111 показаны на иллюстрации, к которой относятся все встречающиеся в тексте ссылки.
  2. Снимите сборку вентилятора системы охлаждения с вязкостной муфтой.
  3. Снимите кожух вентилятора (8).
  4. На моделях, оборудованных всасывающим вентилятором, снимите вентиляторную сборку/электрический вентилятор К/В.
  5. При соответствующей комплектации снимите ремень привода компрессора К/В (9а).
  6. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов (9).
  7. Провернув коленчатый вал в нормальном направлении, приведите поршень первого цилиндра в положение ВМТ, - цапфа коленчатого вала должна развернуться сегментной шпонкой (7) вверх.
  8. При помощи специального приспособления (3) заблокируйте зубчатый венец маховика/приводного диска.
  9. Выверните центральный болт (5) и снимите его вместе с тарельчатыми шайбами (6).
  10. При помощи двухножечного съемника снимите сборку шкива/демпфер крутильных колебаний (62).

М112/113

Детали установки демпфера крутильных колебаний/шкива приводного ремня двигателей серий 112 и 113 и переднего сальника коленчатого вала (М113)

  1. Детали установки демпфера крутильных колебаний/шкива приводного ремня двигателей серий 112 и 113 и переднего сальника (113) показаны на иллюстрации, к которой относятся все встречающиеся в тексте ссылки.
  2. Снимите панели отделки силового агрегата.
  3. Снимите воздухоотбойник.
  4. Снимите сборку вентилятора с вязкостной муфтой (1) и кожух вентиляторной сборки (3).
  5. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов (2).
  6. Заблокировав шкив за зубья демпфера крутильных колебаний, выверните центральный болт (4).
  7. Снимите сборку шкива/демпфера крутильных колебаний (5).
  8. На двигателях М113, поддев отверткой, извлеките передний сальник коленчатого вала (7), - постарайтесь не повредить посадочную поверхность шкива.
  9. Установка производится в обратном порядке, - при установке сальника воспользуйтесь подходящей оправкой, не применяйте никакие герметики.

automn.ru

ВАЗ 2109 | Шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний и ступицы

5.7. Шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний и ступицы

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

На двигателях устанавливается несколько модификаций шкивов коленчатого вала / гасителей крутильных колебаний и ступиц. На ранних моделях устанавлива лись шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний и ступица в виде единого блока, который крепился одним центральным болтом. На более поздних моделях шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний выполнен в виде отдельной детали, которая крепится болтами к ступице.

ШКИВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА / ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ - МОДЕЛИ С ОТДЕЛЬНЫМ ШКИВОМ И СТУПИЦЕЙ

Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите провод массы с аккумулятора.
2. Откройте капот и зафиксируйте его в вертикальном положении.
3. Снимите крыльчатку вентилятора радиатора и гидравлическую муфту.
4. Ослабьте болты крепления шкива вентилятора радиатора.
5. Снимите вспомогательный приводной ремень.
6. Для исключения повреждений радиатора и увеличения рабочего пространства снимите радиатор или, в крайнем случае, с внутренней стороны радиатора установите лист картона.
7. Отвинтите болты крепления шкива вентилятора радиатора и снимите шкив.
8. Отвинтите болты и снимите шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний.

Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установка производится в последовательности, обратной снятию.

СТУПИЦА - МОДЕЛИ С ОТДЕЛЬНЫМ ШКИВОМ И СТУПИЦЕЙ

Предупреждение

При завинчивании болта крепления ступицы необходимо использовать динамометрический ключ, обеспечиваю щий момент затягивания 400 Н/м. Для снятия ступицы с коленчатого вала необходимо использовать съемник.

Снятие

Использование специального инструмента для фиксации ступицы от проворачивания

Снятие ступицы в сборе со шкивом коленчатого вала / гасителем крутильных колебаний с переднего конца коленчатого вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний.
2. Зафиксируйте ступицу от проворачивания, используя специальный инструмент, привинченный к ступице (см. рис. Использование специального инструмента для фиксации ступицы от проворачивания ).
3. Отвинтите болт крепления ступицы и снимите его вместе с четырьмя пружинными шайбами или большой конической шайбой.
4. Используя съемник, снимите ступицу с переднего конца коленчатого вала (см. рис. Снятие ступицы в сборе со шкивом коленчатого вала / гасителем крутильных колебаний с переднего конца коленчатого вала).
5. Снимите с паза коленчатого вала сегментную шпонку.

Установка

Расположение тарельчатых шайб на болту крепления ступицы
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите сегментную шпонку в паз коленчатого вала.
2. Совместите паз на ступице с сегментной шпонкой и установите ступицу на коленчатый вал.
3. На моделях с тарельчатыми пружинными шайбами смажьте пружинные шайбы и установите их на болт выпуклой стороной к головке болта (см. рис. Расположение тарельчатых шайб на болту крепления ступицы).
4. На моделях с конической шайбой установите шайбу на болт большим диаметром к ступице.
5. Смажьте резьбу болта крепления.
6. Используя специальный инструмент, зафиксируйте ступицу от проворачивания и затяните болт крепления ступицы требуемым моментом.
7. Установите шкив коленчатого вала / гасителя крутильных колебаний.

ШКИВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА / ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ - МОДЕЛИ С ЕДИНЫМ ШКИВОМ И СТУПИЦЕЙ

Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите провод массы с аккумулятора.
2. Откройте капот и зафиксируйте его в вертикальном положении.
3. Снимите крыльчатку вентилятора радиатора и гидравлическую муфту.
4. Ослабьте болты крепления шкива вентилятора радиатора.
5. Снимите вспомогательный приводной ремень.
6. Для исключения повреждений радиатора и увеличения рабочего пространства снимите радиатор или, в крайнем случае, с внутренней стороны радиатора установите лист картона.
7. Отвинтите болты крепления шкива вентилятора радиатора и снимите шкив.
8. Заблокируйте коленчатый вал двигателя от проворачивания. На моделях с резьбовыми отверстиями в шкиве коленчатого вала фиксацию шкива от проворачивания осуществите, привинтив специальный инструмент к шкиву.
9. При отсутствии в шкиве коленчатого вала резьбовых отверстий заблокируйте коленчатый вал от проворачивания за зубья зубчатого венца маховика.
10. Отвинтите болт крепления ступицы и снимите его вместе с четырьмя пружинными шайбами или большой конической шайбой.
11. Используя съемник, снимите ступицу с переднего конца коленчатого вала.
12. Снимите с паза коленчатого вала сегментную шпонку.

Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установка производится в последовательности, обратной снятию.

automn.ru

ВАЗ 2109 | Шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний и ступицы

6.7. Шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний и ступицы

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

На 4-цилиндровых двигателях ранних выпусков не устанавливался гаситель крутильных колебаний. На 4-цилиндровых двигателях более поздних выпусков и всех 5- и 6-цилиндровых двигателях устанавливался шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний и ступица в виде единого блока.

Совмещение метки на шкиве коленчатого вала с указателем на крышке приводной цепи

 

Совмещение паза на переднем фланце распределительного вала с выступом на передней крышке подшипника распределительного вала

 

Крепление шкива коленчатого вала

1 – коленчатый вал;

2 – тарельчатые шайбы;

3 – передняя крышка;

4 – сегментная шпонка

ШКИВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА / ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ

Снятие

Использование специального инструмента для фиксации ступицы от проворачивания

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите провод массы с аккумулятора.
2. Откройте капот и зафиксируйте его в вертикальном положении.
3. Снимите крыльчатку вентилятора радиатора и гидравлическую муфту.
4. Ослабьте болты крепления шкива вентилятора радиатора.
5. Снимите вспомогательный приводной ремень.
6. Для исключения повреждений радиатора и увеличения рабочего пространства снимите радиатор или, в крайнем случае, с внутренней стороны радиатора установите лист картона.
7. Отвинтите болты крепления шкива вентилятора радиатора и снимите шкив.
8. Зафиксируйте шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний от проворачивания, используя специальный инструмент, привинченный к шкиву коленчатого вала (см. рис. Использование специального инструмента для фиксации ступицы от проворачивания).
9. Отвинтите болты и снимите шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний.

Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установка производится в последовательности, обратной снятию.

СТУПИЦА

Предупреждение

При завинчивании болта крепления ступицы необходимо использовать динамометрический ключ, обеспечиваю щий момент затягивания 400 Нм. Для снятия ступицы с коленчатого вала необходимо использовать съемник.

Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний.
2. Зафиксируйте ступицу от проворачивания, используя специальный инструмент, привинченный к ступице.
3. Отвинтите болт крепления ступицы и снимите его вместе с четырьмя пружинными шайбами или большой конической шайбой.
4. Используя съемник, снимите ступицу с переднего конца коленчатого вала.
5. Снимите с паза коленчатого вала сегментную шпонку.

Установка

Расположение тарельчатых шайб на болту крепления ступицы

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите сегментную шпонку в паз коленчатого вала.
2. Совместите паз на ступице с сегментной шпонкой и установите ступицу на коленчатый вал.
3. На моделях с тарельчатыми пружинными шайбами смажьте пружинные шайбы и установите их на болт выпуклой стороной к головке болта (см. рис. Расположение тарельчатых шайб на болту крепления ступицы).
4. На моделях с конической шайбой установите шайбу на болт большим диаметром к ступице.
5. Смажьте резьбу болта крепления.
6. Используя специальный инструмент, зафиксируйте ступицу от проворачивания и затяните болт крепления ступицы требуемым моментом.
7. Установите шкив коленчатого вала / гасителя крутильных колебаний.

automn.ru

Демпфер крутильных колебаний двигателя внутреннего сгорания

 

Демпфер крутильных колебаний двигателя внутреннего сгорания предназначен для гашения крутильных колебаний коленчатого вала при работе двигателя внутреннего сгорания. Демпфер крутильных колебаний содержит маховик и шкив с обращенными друг к другу профилированными поверхностями, между которыми размещен кольцеобразный упругий элемент. Гребни и впадины упругого элемента совпадают с соответствующими впадинами и гребнями профилированных поверхностей маховика и шкива. Два варианта исполнения данной конструкции: 1 - гребни шкива и гребни упругого элемента, со стороны шкива, выполнены скошенными, причем скошенные поверхности шкива и упругого элемента выполнены цилиндрическими одинакового диаметра, и 2 - гребни маховика и впадины упругого элемента, со стороны маховика, выполнены скошенными, причем скошенные поверхности маховика и упругого элемента выполнены цилиндрическими одинакового диаметра. За счет такого конструктивного исполнения повышается надежность демпфера крутильных колебаний при работе двигателя.

Полезная модель относится к области двигателестроения, а именно, к устройствам для гашения крутильных колебаний коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания (в дальнейшем - двигателя).

Известен демпфер крутильных колебаний двигателя, содержащий маховик, шкив и упругий элемент, размещенный между ними и выполненный в виде горизонтального цилиндрического кольца постоянной толщины с буртиками по торцам для фиксации маховика (патент DE 4313755 C1, Int. Cl.5: F16H 55/48, дата публикации - 23.06.1994 г.).

Недостатком данного демпфера крутильных колебаний является то, что при выполнении упругого элемента указанной выше конструкции получаются наименьшие площади контакта кольцеобразного упругого элемента с маховиком и со шкивом при прочих равных условиях, что приводит к отслаиванию упругого элемента от шкива и маховика, а также при большой толщине кольца возможен разрыв упругого элемента в осевом направлении вследствие превышения допустимых напряжений, возникающих от сил внутреннего молекулярного трения при работе демпфера.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленной полезной модели по совокупности признаков является демпфер крутильных колебаний двигателя, содержащий маховик и шкив с обращенными друг к другу профилированными поверхностями, между которыми размещен кольцеобразный упругий элемент, гребни и впадины которого совпадают с соответствующими впадинами и гребнями профилированных поверхностей

маховика и шкива, причем шкив расположен сверху обода маховика и имеет форму кольца ступицы и выполнен под ременный привод, где наружная поверхность и внутренняя поверхность шкива и обод маховика имеют одинаковый профиль, соответствующий профилю под ременный привод, и прижимаются друг к другу с помощью упругого кольцеобразного элемента с таким же профилем, (патент DE 19503898 C1, Int. Cl.6: F16F 15/126, дата публикации - 11.04.1996 г.).

Недостатком данного демпфера крутильных колебаний является то, что при выполнении сопрягающихся поверхностей шкива, кольцеобразного упругого элемента и маховика одинакового профиля возможен разрыв кольцеобразного упругого элемента в осевом направлении вследствие превышения допустимых напряжений, возникающих от сил молекулярного трения при работе демпфера крутильных колебаний.

Сущность полезной модели заключается в разработке демпфера крутильных колебаний двигателя, который обеспечивает требуемую величину гашения крутильных колебаний коленчатого вала двигателя при сохранении заданной прочности на разрыв кольцеобразного упругого элемента в осевом направлении, за счет выполнения поверхностей упругого элемента, шкива и маховика определенной формы, что позволяет повысить надежность работы демпфера крутильных колебаний и двигателя в целом.

Технический результат - повышение надежности работы демпфера крутильных колебаний двигателя путем выполнения сопрягающихся поверхностей шкива и упругого элемента, маховика и упругого элемента определенного профиля.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что демпфер крутильных колебаний двигателя, содержащий маховик и шкив с обращенными друг к другу профилированными поверхностями, между которыми размещен кольцеобразный упругий элемент, гребни и впадины которого совпадают с соответствующими впадинами и гребнями профилированных поверхностей маховика и шкива,

причем гребни шкива и гребни упругого элемента, со стороны шкива, выполнены скошенными, при этом скошенные поверхности шкива и упругого элемента выполнены цилиндрическими одинакового диаметра, кроме того гребни маховика и впадины упругого элемента, со стороны маховика, выполнены скошенными, при этом скошенные поверхности маховика и упругого элемента выполнены цилиндрическими одинакового диаметра.

Выполнение демпфера крутильных колебаний двигателя описанным выше образом с использованием всей предложенной совокупности существенных признаков позволяет повысить надежность работы демпфера крутильных колебаний коленчатого вала во всем диапазоне рабочих режимов двигателя.

Для пояснения настоящей полезной модели приведены следующие иллюстрации:

на фиг.1 представлен разрез демпфера крутильных колебаний двигателя, в котором гребни шкива и гребни упругого элемента выполнены скошенными;

на фиг.2 представлена часть осевого разреза демпфера крутильных колебаний двигателя, в которой гребни маховика и впадины упругого элемента выполнены скошенными.

Демпфер крутильных колебаний двигателя содержит маховик 1 и шкив 2 с обращенными друг к другу профилированными поверхностями и упругий элемент 3, размещенный между ними и выполненный в виде профилированного кольца. Гребни и впадины упругого элемента 3 совпадают с соответствующими впадинами и гребнями маховика 1 и шкива 2. Гребни шкива 2 и гребни упругого элемента 3, со стороны шкива 2, выполнены скошенными. Скошенные поверхности 4 шкива 2 и упругого элемента 3 выполнены цилиндрическими одинакового диаметра D (фиг.1).

Гребни маховика 1 и впадины упругого элемента 3, со стороны маховика 1, выполнены скошенными. Скошенные поверхности 5 маховика 1 и упругого элемента 3 выполнены цилиндрическими одинакового диаметра D1 (фиг.2).

Демпфер крутильных колебаний работает следующим образом. Демпфер крутильных колебаний располагается на носке коленчатого вала (не показан) двигателя и вращается вместе с ним как одно целое. При возникновении нагрузок при работе двигателя на коленчатый вал начинают действовать периодически изменяющиеся силы, вызывающие в нем переменные деформации изгиба и кручения. Эти деформации вызывают в коленчатом вале, как в упругой системе, механические колебания, которые называются крутильными. Крутильные колебания с коленчатого вала передаются на шкив 2, размещенный на носке коленчатого вала, далее на кольцеобразный упругий элемент 3, в котором происходит поглощение энергии крутильных колебаний за счет работы сил внутреннего молекулярного трения и сил инерции маховика 1, расположенного на упругом элементе 3. Выполнение сопрягаемых поверхностей шкива 2 и упругого элемента 3, маховика 1 и упругого элемента 3 скошенными обеспечивает наилучший результат работы демпфера крутильных колебаний.

Преимущество полезной модели состоит в том, что по сравнению с известными демпферами крутильных колебаний предложенная конструкция демпфера позволяет повысить надежность работы демпфера крутильных колебаний и двигателя в целом за счет выполнения сопрягающихся поверхностей шкива и упругого элемента и маховика и упругого элемента определенного профиля.

1. Демпфер крутильных колебаний двигателя внутреннего сгорания, содержащий маховик и шкив с обращенными друг к другу профилированными поверхностями, между которыми размещен кольцеобразный упругий элемент, гребни и впадины которого совпадают с соответствующими впадинами и гребнями профилированных поверхностей маховика и шкива, отличающийся тем, что гребни шкива и гребни упругого элемента со стороны шкива выполнены скошенными.

2. Демпфер по п.1, отличающийся тем, что скошенные поверхности выполнены цилиндрическими одинакового диаметра.

3. Демпфер по п.1, отличающийся тем, что гребни маховика и впадины упругого элемента со стороны маховика выполнены скошенными.

4. Демпфер по п.3, отличающийся тем, что скошенные поверхности выполнены цилиндрическими одинакового диаметра.

poleznayamodel.ru

ВАЗ 2109 | Шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний и ступицы

4.7. Шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний и ступицы

ШКИВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА / ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ

Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите провод массы с аккумулятора.
2. При наличии снимите нижний брызговик двигателя.
3. Снимите радиатор и крыльчатку вентилятора.
4. Ослабьте болты крепления шкива вентилятора радиатора и снимите вспомогательный приводной ремень.
5. Вывинтите болты и снимите шкив вентилятора радиатора.
6. Отвинтите болты крепления и снимите шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний со ступицы.

Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установка производится в последовательности, обратной снятию.

СТУПИЦА

Предупреждение

Для снятия ступицы с коленчатого вала необходимо использовать съемник.

При затягивании болта крепления ступицы необходимо использовать динамометрический ключ, обеспечиваю щий момент затягивания 300 Н/м.

Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний со ступицы.
2. Зафиксируйте ступицу от проворачивания. Для этого изготовьте специальный инструмент из двух стальных полос, соединенных болтом. Болтами закрепите специальный инструмент на ступице.
3. Отвинтите болт крепления ступицы и снимите его вместе с тарельчатыми шайбами.
4. Используя съемник, снимите ступицу с коленчатого вала.
5. При наличии снимите сегментную шпонку с коленчатого вала.

Установка

Расположение тарельчатых шайб на болту крепления ступицы шкива коленчатого вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите сегментную шпонку в паз коленчатого вала.
2. Для облегчения установки ступицы нагрейте ее до температуры 50° С.
3. Совместите паз в ступице с сегментной шпонкой и установите ступицу на коленчатый вал.
4. Смажьте тарельчатые шайбы чистым моторным маслом, затем установите их выпуклой стороной к головке болта крепления ступицы (см. рисунок).
5. Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу болта и ввинтите болт крепления ступицы.
6. Используя специальный или изготовленный самостоятельно инструмент, заблокируйте ступицу от проворачивания и затяните болт крепления ступицы требуемым моментом.
7. Установите шкив коленчатого вала / гаситель крутильных колебаний.

automn.ru


Смотрите также