Типы контроллеров ваз 2109


типы контроллеров ваз, контроллер ваз

просмотров 11 459 Google+

С 2000-го года на ВАЗе начали выпускать автомобили с инжекторными двигателями с нормами токсичности  Россия 83. Управление впрыском и зажиганием осуществлялось контроллерами Январь-5 и Bosch M1.5.4.

С января 2006-го года начали устанавливаться контроллеры Январь 7.2 и Bosch M7.9.7. в 2007-м году с конвейера ВАЗа сошла ограниченная партия автомобилей с контроллерами Январь-7.2+. установка этих контроллеров производилась не долго, с августа до декабря и являлись переходной моделью к контроллеру М73. Если Январь 7.2 отличался от Января 7.2+ только аппаратно, то Январь 7.2+ от М7.9.7 аппаратно полностью идентичны, но не совместимы программно.

Ниже приведена таблица типы контроллеров ваз.

Автомобиль
Нормы токсичности
2104, 2105, 210721073
21073
2121421214
21083, 21093, 210992111GM ISFI-2S
2111GM ISFI-2S
21083, 21093, 210992111
21083, 21093, 210992111
21083, 21093, 210992111
21083, 21093, 210992111
21083, 21093, 210992111январь-5
2111январь-5
211022111
211022111Bosch M1.5.4
2111Bosch M1.5.4
2111
2111
2111
211022111январь-5
2111январь-5
211032112
211032112январь-5
21113 21122112январь-52112-1411020-41Евро-2

 

Одновременно с контроллерами менялись и датчики. Причём менялся не только их вид, но и принцип действия. По этому не все датчики подходят ко всем контроллерам хотя некоторые датчики взаимозаменяемые. Так например датчик кислорода (лямбда зонд) GM AFS-62, AFS-79 или Bosch LHS-24 идентичны полностью. Судить о марке датчика можно по его внешнему виду или по виду соединительного разъёма.

Ниже приведена таблица применяемости датчиков и типы контроллеров ваз.

 

МаркаконтроллераДатчикРасходаВоздухаДатчикДетонацииДатчикСкоростиДатчикКислорода
2111-1411020-20GM.Квадратный корпусРезонансныйКруглый разъемGM AFS 62,GM AFS 79илиBOSCHLHS 24
2111-1411020-22GM.Квадратный корпусРезонансныйПрямоугольныйили круглыйразъемНЕТ
2111-1411020BOCSHКруглый корпусРезонансныйПрямоугольный разъемНЕТ
2111-1411020-60BOCSHКруглый корпусШирокополосныйПрямоугольный разъемBOSCHLHS 25
2111-1411020-61BOCSHКруглый корпусШирокополосныйПрямоугольный разъемBOSCHLHS 25
2111-1411020-70BOCSHКруглый корпусШирокополосныйПрямоугольный разъемНЕТ
2111-1411020-71BOCSHКруглый корпусШирокополосныйПрямоугольный разъемНЕТ
2111-1411020-40BOCSHКруглый корпусШирокополосныйПрямоугольный разъемBOSCHLHS 25
2112-1411020-01GM.Квадратный корпусРезонансныйКруглый разъемНЕТ
2112-1411020-40BOCSHКруглый корпусШирокополосныйПрямоугольный разъемBOSCHLHS 25
2112-1411020-41BOCSHКруглый корпусШирокополосныйПрямоугольный разъемBOSCHLHS 25
2112-1411020-70BOCSHКруглый корпусШирокополосныйПрямоугольный разъемНЕТ
2112-1411020-71BOCSHКруглый корпусШирокополосныйПрямоугольный разъемНЕТ

 

 

 

«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CТRL+ENTER»

 

admin 17/10/2012"Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях"

avtolektron.ru

Автомобильный контроллер управления охлаждением через K-Line интерфейс (ВАЗ-2108, 09, 10, 11, 12)

Для снижения риска перегрева и возможности детального мониторинга и управления процессом охлаждения мы решили собрать автомобильный контроллер. Устройство данного контроллера должно обладать высокой надежностью и отказоустойчивостью. Этим требованиям отвечают PIC микроконтроллеры, производимые фирмой MICROCHIP. Свой выбор мы остановили на PIC12F629, новом представителе семейства 8-ми выводных Flash-микроконтроллеров, которые применяются во многих отраслях промышленности, медицине и товарах повседневного спроса.

 

Автомобильный контроллер позволяет снимать показания температуры охлаждающей жидкости, устанавливать границы срабатывания вентилятора, соответственно, анализировать состояние активности вентилятора, выводить точное показание скорости.

Ниже схема контроллера системы охлаждения.

для увеличения нажмите на картинку

Особенность данной схемы в том, что для инициализации и обмена диагностическими сообщениями между различными блоками управления (в том числе и с электронным блоком управления «ЭБУ») нами используется K-Line интерфейс. Этот интерфейс представляет собой сигнальный провод, который выведен на штатный диагностический разъем. Фактически, наш контроллер управления будет осуществлять чип-тюнинг на уровне системы охлаждения.

Ниже описание цоколевки штатного диагностического разъема электронной системы управления двигателем RUS 83 BOSCH M1.5.4  и Январь 5.1.1

 

Где:А – GND (общий провод),М – K-Line (сигнальная линия),Н – 12В (постоянное с АКБ).

Контроллер управления охлаждением может устанавливаться в автомобилях ВАЗ-2108, 09, 10, 11, 12. Приведем некоторые известные нам места расположения диагностического разъема:ВАЗ 2110 –  справа от водителя, рядом с рулевой колонкой;ВАЗ 2109 (низкая панель) – на полке под «бардачком», рядом с ЭБУ;ВАЗ 2109 (высокая панель) – за центральной консолью.

Расположение разъема в ВАЗ 21093 с высокой панелью (см. фото):

Следует уделить внимание возможности подключение контроллера. В некоторых автомобилях по разным причинам может быть не установлен или просто отключен иммобилайзер. В этом случае линия диагностики K-Line разорвана и ее нужно восстановить, установив перемычку между контактами 9 и 18 разъема иммобилайзера как показано на рисунке.

 

Перемычка в разъеме иммобилайзера

 

Взаимодействие контроллера управления охлаждением с электронными блоками автомобиля базируется на международном стандарте ISO 14230-1…3 Keyword Protocol 2000 и German Implementation Specification — Part 3 и представляет собой спецификацию канала передачи данных между контроллерами системы управления двигателем Motronic 1.5.4 или «Январь-5», устанавливаемых на переднеприводных автомобилях ВАЗ.

Рисунок печатной платы контроллера управления односторонний. Использованы подходящие по габаритам элементы для монтажа в отверстия. Интерфейсная микросхема L9637D в корпусе для поверхностного монтажа и монтируется со стороны пайки.

Ниже фото собранной платы контроллера.

Индикатор монтируется над платой и крепится на подходящих стойках болтами и гайками.

Контроллер получает от ЭБУ двигателя по линии К-Line реальные значения параметров температуры и работы вентилятора, которые после обработки выдает на свой дисплей. Затем контроллер анализирует текущую температуру и автоматически даёт команду ЭБУ на включение или выключение вентилятора.

В рабочем режиме контроллер на индикаторе отображает два текущих параметра:P – температура охлаждающей жидкости,F – скорость автомобиля.

 

В момент времени, когда двигатель заглушен, индикатор переходит в режим работы часов реального времени. Для настройки текущего времени используются кнопки S2 и S3. В режиме, когда двигатель запущен, при нажатии кнопки S1 также возможен перевод индикатора в режим отображения времени. При повторном нажатии на индикаторе снова будет отображаться температура  и  скорость.

Настройка контроллера интуитивно понятна. При заглушенном двигателе кратковременно жмем кнопку S1 (крайняя слева).

На индикаторе отобразится температура ВКЛЮЧЕНИЯ вентилятора охлаждения. Кратковременное нажатие на кнопку S1 приводит к изменению параметра (с паузой в 0,5 сек). Изменение происходит циклично, т.е. 95-96-97-98-99-100-90 и т.д. После установки нужного значения требуется длительно нажать на кнопку S1, после погасания ЖКИ – отпустить. Таким образом, мы подготовили контроллер к работе.

Данный прибор успешно прошел испытания на автомобилях ВАЗ 2111 и ВАЗ 21093i с блоком управления двигателем Январь 5.

На перспективу данный проект будет оснащен графическим индикатором и расширен до маршрутно-диагностического бортового компьютера, позволяющего снимать многочисленные параметры двигателя и в «горячем режиме» осуществлять чип-тюнинг по управлению режимами работы двигателя.

Печатные платы в формате SL 4.0   Скачать

Прошивка МК с исходником   Скачать

 

 

 

Рассказать друзьям:

xn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai

Автомобильный контроллер управления охлаждением через K-Line интерфейс (ВАЗ-2108, 09, 10, 11, 12). - Устройства на микроконтроллерах - Схемы устройств на микроконтроллерах

Перегрев двигателя автомобиля дело нешуточное и последствия его неприятны. Долговременный перегрев двигателя очень вреден и может привести к тепловой деформации деталей, вплоть до заклинивания подвижных соединений, коробления головки блока цилиндров, обрыву шпилек крепления ее к блоку. Если, однако, ничего этого не произошло, то вы "родились в рубашке" (охлаждения). Но не спешите радоваться: во-первых, следует проверить и сменить моторное масло - посмотрите, на щупе оно черное. Во-вторых, все равно последствия перегрева рано или поздно вылезут наружу. Для снижения риска перегрева и возможности детального мониторинга и управления процессом охлаждения мы решили собрать автомобильный контроллер. Устройство данного контроллера должно обладать высокой надежностью и отказоустойчивостью. Этим требованиям отвечают PIC микроконтроллеры, производимые фирмой MICROCHIP. Свой выбор мы остановили на PIC12F629, новом представителе семейства 8-ми выводных Flash-микроконтроллеров, которые применяются во многих отраслях промышленности, медицине и товарах повседневного спроса. Автомобильный контроллер позволяет снимать показания температуры охлаждающей жидкости, устанавливать границы срабатывания вентилятора, соответственно, анализировать состояние активности вентилятора, выводить точное показание скорости. Ниже схема контроллера системы охлаждения.

Особенность данной схемы в том, что для инициализации и обмена диагностическими сообщениями между различными блоками управления (в том числе и с электронным блоком управления "ЭБУ") нами используется K-Line интерфейс. Этот интерфейс представляет собой сигнальный провод, который выведен на штатный диагностический разъем. Фактически, наш контроллер управления будет осуществлять чип-тюнинг на уровне системы охлаждения. Ниже описание цоколевки штатного диагностического разъема электронной системы управления двигателем RUS 83 BOSCH M1.5.4 и Январь 5.1.1

Где:А - GND (общий провод),М - K-Line (сигнальная линия),Н - 12В (постоянное с АКБ).

Контроллер управления охлаждением может устанавливаться в автомобилях ВАЗ-2108, 09, 10, 11, 12. Приведем некоторые известные нам места расположения диагностического разъема:ВАЗ 2110 - справа от водителя, рядом с рулевой колонкой;ВАЗ 2109 (низкая панель) - на полке под "бардачком", рядом с ЭБУ;ВАЗ 2109 (высокая панель) - за центральной консолью.

Расположение разъема в ВАЗ 21093 с высокой панелью:

Следует уделить внимание возможности подключение контроллера. В некоторых автомобилях по разным причинам может быть не установлен или просто отключен иммобилайзер. В этом случае линия диагностики K-Line разорвана и ее нужно восстановить, установив перемычку между контактами 9 и 18 разъема иммобилайзера как показано на рисунке.

Взаимодействие контроллера управления охлаждением с электронными блоками автомобиля базируется на международном стандарте ISO 14230-1...3 Keyword Protocol 2000 и German Implementation Specification - Part 3 и представляет собой спецификацию канала передачи данных между контроллерами системы управления двигателем Motronic 1.5.4 или "Январь-5", устанавливаемых на переднеприводных автомобилях ВАЗ. Рисунок печатной платы контроллера управления односторонний. Использованы подходящие по габаритам элементы для монтажа в отверстия. Интерфейсная микросхема L9637D в корпусе для поверхностного монтажа и монтируется со стороны пайки.

Ниже фото собранной платы контроллера.

Индикатор монтируется над платой и крепится на подходящих стойках болтами и гайками.

Контроллер получает от ЭБУ двигателя по линии К-Line реальные значения параметров температуры и работы вентилятора, которые после обработки выдает на свой дисплей. Затем контроллер анализирует текущую температуру и автоматически даёт команду ЭБУ на включение или выключение вентилятора. В рабочем режиме контроллер на индикаторе отображает два текущих параметра: P - температура охлаждающей жидкости, F - скорость автомобиля.

В момент времени, когда двигатель заглушен, индикатор переходит в режим работы часов реального времени. Для настройки текущего времени используются кнопки S2 и S3. В режиме, когда двигатель запущен, при нажатии кнопки S1 также возможен перевод индикатора в режим отображения времени. При повторном нажатии на индикаторе снова будет отображаться температура и скорость.

Настройка контроллера интуитивно понятна. При заглушенном двигателе кратковременно жмем кнопку S1 (крайняя слева).

На индикаторе отобразится температура ВКЛЮЧЕНИЯ вентилятора охлаждения. Кратковременное нажатие на кнопку S1 приводит к изменению параметра (с паузой в 0,5 сек). Изменение происходит циклично, т.е. 95-96-97-98-99-100-90 и т.д. После установки нужного значения требуется длительно нажать на кнопку S1, после погасания ЖКИ - отпустить. Таким образом, мы подготовили контроллер к работе. Данный прибор успешно прошел испытания на автомобилях ВАЗ 2111 и ВАЗ 21093i с блоком управления двигателем Январь 5. 

На перспективу данный проект будет оснащен графическим индикатором и расширен до маршрутно-диагностического бортового компьютера, позволяющего снимать многочисленные параметры двигателя и в "горячем режиме" осуществлять чип-тюнинг по управлению режимами работы двигателя.

Файлы:

Печатные платы в формате SL 4.0.Прошивка МК с исходником.

Вопросы, как обычно, складываем тут.

cxema.my1.ru

Автомобильный контроллер управления охлаждением через K-Line интерфейс (ВАЗ-2108, 09, 10, 11, 12).

Автомобильный контроллер управления охлаждением через K-Line интерфейс (ВАЗ-2108, 09, 10, 11, 12).

Перегрев двигателя автомобиля дело нешуточное и последствия его неприятны. Долговременный перегрев двигателя очень вреден и может привести к тепловой деформации деталей, вплоть до заклинивания подвижных соединений, коробления головки блока цилиндров, обрыву шпилек крепления ее к блоку. Если, однако, ничего этого не произошло, то вы "родились в рубашке" (охлаждения). Но не спешите радоваться: во-первых, следует проверить и сменить моторное масло - посмотрите, на щупе оно черное. Во-вторых, все равно последствия перегрева рано или поздно вылезут наружу. Кстати здесь можно приобрести прекрасные авточехлы на ВАЗ.Для снижения риска перегрева и возможности детального мониторинга и управления процессом охлаждения мы решили собрать автомобильный контроллер. Устройство данного контроллера должно обладать высокой надежностью и отказоустойчивостью. Этим требованиям отвечают PIC микроконтроллеры, производимые фирмой MICROCHIP. Свой выбор мы остановили на PIC12F629, новом представителе семейства 8-ми выводных Flash-микроконтроллеров, которые применяются во многих отраслях промышленности, медицине и товарах повседневного спроса. Автомобильный контроллер позволяет снимать показания температуры охлаждающей жидкости, устанавливать границы срабатывания вентилятора, соответственно, анализировать состояние активности вентилятора, выводить точное показание скорости. Ниже схема контроллера системы охлаждения.

 . 

Особенность данной схемы в том, что для инициализации и обмена диагностическими сообщениями между различными блоками управления (в том числе и с электронным блоком управления "ЭБУ") нами используется K-Line интерфейс. Этот интерфейс представляет собой сигнальный провод, который выведен на штатный диагностический разъем. Фактически, наш контроллер управления будет осуществлять чип-тюнинг на уровне системы охлаждения. Ниже описание цоколевки штатного диагностического разъема электронной системы управления двигателем RUS 83 BOSCH M1.5.4 и Январь 5.1.1

Где:А - GND (общий провод),М - K-Line (сигнальная линия),Н - 12В (постоянное с АКБ).

Контроллер управления охлаждением может устанавливаться в автомобилях ВАЗ-2108, 09, 10, 11, 12. Приведем некоторые известные нам места расположения диагностического разъема:ВАЗ 2110 - справа от водителя, рядом с рулевой колонкой;ВАЗ 2109 (низкая панель) - на полке под "бардачком", рядом с ЭБУ;ВАЗ 2109 (высокая панель) - за центральной консолью.

Расположение разъема в ВАЗ 21093 с высокой панелью:

Следует уделить внимание возможности подключение контроллера. В некоторых автомобилях по разным причинам может быть не установлен или просто отключен иммобилайзер. В этом случае линия диагностики K-Line разорвана и ее нужно восстановить, установив перемычку между контактами 9 и 18 разъема иммобилайзера как показано на рисунке.

Взаимодействие контроллера управления охлаждением с электронными блоками автомобиля базируется на международном стандарте ISO 14230-1...3 Keyword Protocol 2000 и German Implementation Specification - Part 3 и представляет собой спецификацию канала передачи данных между контроллерами системы управления двигателем Motronic 1.5.4 или "Январь-5", устанавливаемых на переднеприводных автомобилях ВАЗ. Рисунок печатной платы контроллера управления односторонний. Использованы подходящие по габаритам элементы для монтажа в отверстия. Интерфейсная микросхема L9637D в корпусе для поверхностного монтажа и монтируется со стороны пайки.

Ниже фото собранной платы контроллера.

Индикатор монтируется над платой и крепится на подходящих стойках болтами и гайками.

Контроллер получает от ЭБУ двигателя по линии К-Line реальные значения параметров температуры и работы вентилятора, которые после обработки выдает на свой дисплей. Затем контроллер анализирует текущую температуру и автоматически даёт команду ЭБУ на включение или выключение вентилятора. В рабочем режиме контроллер на индикаторе отображает два текущих параметра: P - температура охлаждающей жидкости, F - скорость автомобиля.

В момент времени, когда двигатель заглушен, индикатор переходит в режим работы часов реального времени. Для настройки текущего времени используются кнопки S2 и S3. В режиме, когда двигатель запущен, при нажатии кнопки S1 также возможен перевод индикатора в режим отображения времени. При повторном нажатии на индикаторе снова будет отображаться температура и скорость.

Настройка контроллера интуитивно понятна. При заглушенном двигателе кратковременно жмем кнопку S1 (крайняя слева).

На индикаторе отобразится температура ВКЛЮЧЕНИЯ вентилятора охлаждения. Кратковременное нажатие на кнопку S1 приводит к изменению параметра (с паузой в 0,5 сек). Изменение происходит циклично, т.е. 95-96-97-98-99-100-90 и т.д. После установки нужного значения требуется длительно нажать на кнопку S1, после погасания ЖКИ - отпустить. Таким образом, мы подготовили контроллер к работе. Данный прибор успешно прошел испытания на автомобилях ВАЗ 2111 и ВАЗ 21093i с блоком управления двигателем Январь 5. 

На перспективу данный проект будет оснащен графическим индикатором и расширен до маршрутно-диагностического бортового компьютера, позволяющего снимать многочисленные параметры двигателя и в "горячем режиме" осуществлять чип-тюнинг по управлению режимами работы двигателя.

Файлы:

Печатные платы в формате SL 4.0. Прошивка МК с исходником.

www.elektrik-avto.ru

Особенности устройства - Модификации - Руководство по ремонту ВАЗ 2108, 2109, 2114, 2115

Эта система устанавливается на части выпускаемых автомобилей. Она предназначена для управления зажиганием (моментом и энергией искрообразования) и электромагнитным клапаном экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора. Система не требует каких-либо регулировок и обслуживания в эксплуатации.

Рис. 9.15. Схема микропроцессорной системы управления двигателем: 1 – свечи зажигания; 2 – катушка зажигания 2 и 3 цилиндров; 3 – катушка зажигания 1 и 4 цилиндров; 4 – коммутатор; 5 – колодка диагностики; 6 – аккумуляторная батарея; 7 – генератор; 8 – монтажный блок; 9 – реле зажигания;

10 – выключатель зажигания; 11 – электромагнитный клапан ЭПХХ карбюратора; 12 – концевой выключатель карбюратора; 13 – контроллер; 14 – впускная труба; 15 – датчик температуры; 16 – датчик начала отсчета; 17 – датчик угловых импульсов

Система состоит из контроллера 13 (рис. 9.15) со встроенным полупроводниковым датчиком давления, двухканального коммутатора 4, катушек 2 и 3 зажигания, свечей 1 и выключателя 10 зажигания, датчика 16 начала отсчета, датчика 17 угловых импульсов, датчика 15 температуры охлаждающей жидкости, концевого выключателя 12 положения дроссельной заслонки карбюратора и электромагнитного клапана 11 ЭПХХ карбюратора.

Управление зажиганием осуществляется по оптимальным характеристикам в зависимости от:

— частоты вращения коленчатого вала двигателя;

— давления во впускной трубе;

— температуры охлаждающей жидкости;

— положения дроссельной заслонки карбюратора.

Управление электромагнитным клапаном ЭПХХ карбюратора осуществляется в зависимости от:

— частоты вращения коленчатого вала двигателя;

— положения дроссельной заслонки карбюратора.

Контроллер типа «Электроника МС 2713-02» представляет собой специализированную микроЭВМ. Он выполняет следующие функции:

— по сигналам датчиков измеряет частоту вращения коленчатого вала двигателя, давление во впускной трубе, температуру охлаждающей жидкости и определяет положение дроссельной заслонки (закрыта или открыта) карбюратора;

— на основе информации, полученной от датчиков, выбирает из запоминающего устройства оптимальные углы опережения зажигания и соответствующее состояние (закрытое или открытое) электромагнитного клапана ЭПХХ карбюратора;

— производит интерполяцию (расчет промежуточных значений углов опережения зажигания) и вырабатывает управляющие сигналы «Выбор каналов» (ВК) и «Момент (сигнал) зажигания» (СЗ) для работы двухканального коммутатора, а также выдает сигнал управления на электромагнитный клапан ЭПХХ карбюратора;

— выдает для диагностических целей сформированные сигналы датчика начала отсчета (НО), датчика угловых импульсов (УИ) и дублирует сигнал момента зажигания (СЗ).

Рис. 9.16. Осциллограммы импульсов напряжений и токов, действующих на выходах контроллера (а), коммутатора (б) и во вторичной цепи катушки зажигания (в): I – сигнал «Момент зажигания»; II – сигнал «Выбор канала»; III – сигнал «Начало отсчета»; IV – сигнал «Угловые импульсы»; V – импульсы тока на выходе 1-го канала; VI – импульсы тока на выходе 2-го канала; VII – импульсы напряжения на выходе 1-го канала; VIII – импульсы напряжения на выходе 2-го канала; IX – импульсы напряжения; X – импульсы тока; А – ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров; Б – момент зажигания в 1 и 4 цилиндрах; В – момент зажигания во 2 и 3 цилиндрах; Q – угол опережения зажигания; I и U – ток и напряжение в первичной обмотке катушки зажигания; t – время накопления тока

Сигнал «Момент зажигания», или СЗ (I, на рис. 9.16, а), имеет угловую длительность импульсов 120±2° по коленчатому валу. Момент искрообразования определяется срезом импульса (переходом с высокого уровня на низкий).

Сигнал «Выбор канала», или ВК (II, на рис. 9.16, а), имеет угловую длительность импульсов 180° по коленчатому валу. Момент искрообразования соответствует в I и IV цилиндрах переходу с низкого уровня сигнала на высокий, а во II и III цилиндрах — с высокого уровня на низкий.

Сигнал «Начало отсчета», или НО (III, на рис. 9.16, а), генерируется один раз за оборот коленчатого вала. Переход с низкого уровня на высокий соответствует положению поршней I и IV цилиндров в ВМТ.

Сигнал «Угловой импульс», или УИ (IV, на рис. 9.16, а), генерируется 128 раз (по числу зубьев на ободе маховика) за один оборот коленчатого вала. Поэтому период сигнала УИ равен 2,8° по коленчатому валу.

Все выходы контроллера выполнены в виде «открытого коллектора» транзистора структуры n–p–n с нагрузочной способностью не более 10 мА.

Назначение штекеров в разъеме контроллера дано в табл. 9.4.

Таблица 9.4. Назначение штекеров в разъеме контроллера МС 2713-02

Коммутатор — двухканальный, типа 42.3734. По управляющим импульсам (СЗ и ВК) контроллера он производит:

— поочередное включение каналов и, следовательно, катушек зажигания;

— формирование импульсов тока в течение времени t (рис. 9.16,б) накопления в первичных обмотках катушек зажигания;

— амплитуда импульсов тока I (см. осциллограммы V и VI на рис. 9.16, б) равна 8–10 А, а время t накопления в диапазоне частоты вращения коленчатого вала от 750 до 4500 мин-1 и при напряжении питания 14 В должно быть 9–4 мс. Амплитуда импульсов напряжения U (см. осциллограммы VII и VIII) на выходных транзисторах коммутатора в момент прерывания первичного тока (I) составляет 350–400 В.

Назначение выводных штекеров в штепсельном разъеме коммутатора дано в табл. 9.5.

Таблица 9.5. Назначение штекеров в разъеме коммутатора 42.3734

Катушка зажигания — высокой энергии, типа 29.3705, с двумя высоковольтными выводами, с разомкнутым магнитопроводом, опрессованная пластмассой.

Для бесконтактного распределения высокого напряжения применяются две катушки зажигания. Одна из них генерирует высоковольтные импульсы на свечи зажигания 1 и 4 цилиндров, а другая — на свечи зажигания 2 и 3 цилиндров, причем искровой разряд происходит одновременно на двух свечах зажигания (1 и 4 или 2 и 3 цилиндров). Поэтому за время рабочего цикла (2 оборота коленчатого вала) в каждом цилиндре происходит 2 искровых разряда. Один (рабочий) происходит в конце такта сжатия, а второй (холостой) приходится на конец выпуска отработавших газов.

Осциллограммы импульсов напряжения и тока разряда во вторичной цепи катушки зажигания показаны на рис. 9.16, в.

Датчики синхронизации (начала отсчета и управляющих импульсов) — индуктивные, типа 14.3847. Предназначены для синхронизации работы контроллера с верхней мертвой точкой поршней 1 и 4 цилиндров (датчик НО) и угловым положением коленчатого вала двигателя (датчик УИ) через каждые 1,4° по коленчатому валу, т.е. 2,8°:2 по коленчатому валу.

Датчик НО установлен на картере сцепления так, что он генерирует импульс напряжения в момент прохождения в его магнитном поле маркерного штифта, запрессованного в маховик. И этот момент соответствует положению ВМТ поршней 1 и 4 цилиндров.

Рис. 9.20. Cхема установки датчика угловых импульсов: 1 – венец маховика; 2 – картер сцепления; 3 – датчик

Датчик УИ генерирует угловые импульсы при прохождении в его магнитном поле зубьев обода маховика (число зубьев Z=128). Установочные зазоры датчиков (см. рис. 9.20) должны находиться в пределах 0,3–1,2 мм.

Рис. 9.17. Осциллограммы импульсов датчика начала отсчета (а) и угловых импульсов (б)

Осциллограммы импульсов, генерируемых датчиками НО и УИ, показаны на рис. 9.17. Амплитуда импульсов напряжения составляет от 0,2 до 100 В в диапазоне частот вращения коленчатого вала от 25 до 6000 мин-1. Период импульсов датчика НО равен 360° по коленчатому валу, а датчика УИ — 360° : 128 = = 2,8° по коленчатому валу.

Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя — типа 19.3828, линейный, полупроводниковый. Падение напряжения (U) на выводах датчика, при питании его постоянным током 1,5 мА, численно равно (в милливольтах) температуре охлаждающей жидкости в °К, умноженной на десять:

U = 10·Т °К [мВ].

Пример. Допустим, температура охлаждающей жидкости равна 0 °С (273 °К), тогда:

U = 10·273 = 2730 мВ = 2,73 В.

Выключатель и свечи зажигания, а также высоковольтные провода такие же, как на автомобилях с бесконтактной системой зажигания.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При работе с микропроцессорной системой управления двигателем необходимо соблюдать те же меры предосторожности, что и для бесконтактной системы зажигания.

При включенном зажигании не отсоединяйте от контроллера штепсельный разъем, так как при этом на отдельных элементах его схемы может возникнуть повышенное напряжение и он будет поврежден. Следите за надежностью соединения с массой контроллера через винты крепления.

21092115.ru


Смотрите также