Установить фазы газораспределения 2109


Установка фаз газораспределения по меткам на ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115

Добро пожаловать!Фазы газораспределения — благодаря данным фазам двигатель работает синхронно и у него нет нарушений в работе, если же фазы газораспределения сбить, то либо поршень будет доходить до верхней точки не в тот момент когда надо, либо же клапан будет запаздывать, в связи с этим будет очень ярко выраженная работа двигателя с перебоями на холостом ходу, ну и толком двигатель ехать не будет, поэтому чтобы такого не произошло, фазы газораспределения всегда должны быть выставлены по меткам и двигатель тем самым будет правильно и синхронно работать, кстати когда по меткам всё выставляется (Распредвал, коленвал) то у вас автоматически все детали Газо-Распределительного Механизма встают в «ВМТ — это Верхняя Мёртвая Точка» и в «НМТ — это Нижняя Мёртвая Точка», вот к примеру, вы выставили коленчатый вал по меткам, то поршни первого и четвёртого цилиндра у вас автоматически поднимутся до самого конца и будут находиться в ВМТ, а поршни третьего и второго цилиндра опустятся и будут находиться в НМТ, чтобы вы наглядно увидели как это выглядит со стороны, посмотрите на фото чуть ниже, на котором те самые поршни расположены как мы и сказали в этой статье (То есть одни в НМТ находятся, а другие Верхнюю точку занимают).

Примечание!Чтобы произвести данную установку, много инструментов не понадобиться, конечно же если у вас всё нормально выставлено, в том случае если у вас фазы все сбиты (То есть метки не равномерно стоят, к примеру метка на распредвалу совпадает, а на коленвале нет) то и инструментов больше нужно будет, потому что ремень ГРМ снимать придётся, в общём, для проведения всех работ запаситесь: Накидными ключами, гаечными ключами, отвёртками, а так же винтами небольшими или вместо винтов свёрла тонкие можно взять, воротком с накидными головками можно ещё запастись, ну и всё на этом, если вам просто нужно будет выставить всё по меткам то даже и отвёртки со свёрлами будут не нужны (Это в случае если вы ремень ГРМ будете снимать), накидных ключей и гаечных будет достаточно, кстати забыли совсем, ещё торцевыми запаситесь если они у вас есть (Их вместо воротка с накидными головками использовать можно)!

Краткое содержание:

Когда нужно устанавливать фазы газораспределения по меткам?Если в думаться в вопрос, то фазы газораспределения обязательно нужно устанавливать и устанавливается всё это с завода (И вы сами можете установить их), вить как мы уже сказали ранее, если фазы будут не выставлены по меткам (К примеру шкив распредвала выставлен, а шкив коленвала отклонён от метки) то автомобиль начнёт плохо ехать (Разгоняться кой как будет, но это всё зависит от того на сколько фазы нарушены, к примеру если метки очень сильно отклонены друг от друга, то автомобиль вы вообще не заведёте) и у него появиться неустойчивая работа на холостом ходу, сбиваются фазы от меток только в некоторых случаях, а именно из-за неправильной установки ремня ГРМ они могут сбиться (Поэтому если вы поменяли ремень ГРМ и у вас возникли проблемы с холостым ходом и с ездой или если вообще автомобиль не заводиться, то скорее всего тут всё дело в нарушенных фазах газораспределения и их нужно будет выставить заново и правильно), а так же если ремень сильно ослабел (Со временем он слабнет) то при езде на высоких оборотах, он может перескочить с зуба на другой зуб, в связи с чем опять фазы будут нарушены и автомобиль будет работать не так как он должен.

Примечание!Кстати в некоторых случаях фазы газораспределения по меткам выставляются в связи с проведением ремонтных работ, вот к примеру вы снимаете ремень ГРМ и чтобы опять его нормально поставить, нужно всё по меткам поставить и когда ремень уже будете надевать, то вы никак не ошибётесь в установки фаз газораспределения, вить по меткам то всё выставлено и ремень вы так же оденете не сбив фазы при этом, а если не обратите на это своё внимание и фазы газораспределения перед снятие ремня ГРМ не будете устанавливать по меткам, то при установки нового ремня будет большая вероятность того что фазы чуть-чуть всё же собьются!

Как произвести установку фаз газораспределения по меткам на ВАЗ 2113-ВАЗ 2115?

1) Как мы уже сказали ранее, если вам просто нужно установить метки при условии что фазы у вас нормально настроены перед снятие ремня ГРМ к примеру, то всё это делается легко и быстро, но вот если же у вас эти метки не совпадут, то после этого уже принудительно придётся снять ремень ГРМ и все эти метки настроить, в начале объясним как всё по меткам выставить и тем самым вы убедитесь настроены ли у вас фазы газораспределения нормально или есть отклонения, приступим к работе, в начале нужно будет снять крышку которая закрывает механизм ГРМ и уже после этого всё ставить по меткам, крышка снимается следующим образом, отворачиваются все болты которые её крепят (Всего в трёх местах она крепиться, в каким именно смотрите на фото ниже) и как только всё будет выкручено, снимите крышку закрывающую механизм с двигателя автомобиля.

2) Теперь дадим вам два способа как можно метки совместить между собой, первый заключается в том чтобы автомобиль прокатить на передачи на небольшое расстояние, в общём включаете четвёртую передачу и после этого толкаете по немножку автомобиль до того пока метка на шкиву распределительного вала, не совпадёт с меткой на задней крышки (см. фото 1), как только она совпала, прекратите толкать автомобиль и перейдите к крайне левой части подкапотного пространства (По ходу движения автомобиля если смотреть) и внизу найдите картер сцепления, выньте из картера заглушку резиновую которая отверстие закрывает (см. фото 2) и после чего у вас будет прекрасный доступ к метки на маховике, данная метка обязательно должна будет совпасть с треугольным вырезом на шкале заднего щитка картера сцепления (см. фото 3), если метка совпала и при этом совпала метка на шкиве распределительного вала, то значит у вас фазы газораспределения нормально поставлены и кстати в таком положение ремень ГРМ можете снимать, если вы именно для этого по меткам всё и выставляли, но кроме такого способа, можно ещё одним воспользоваться, то есть второй способ заключается не в прокатывании автомобиля (Не всегда же можно прокатить автомобиль) а в вывешивании правого переднего колеса, в общём берёте домкрат и с его помощью поднимаете правое колесо (По ходу движения автомобиля смотрите), но можно и левое, просто если правое поднять то можно ещё одним способом воспользоваться (О третьем способе чуть позже), так вот когда колесо будет поднято, включите на автомобиле любую передачу и аккуратно рукой прокрутите колесо (Это будет тяжело, но вы всё таки крутите) опять же до того, пока метка на шкиву распредвала не совпадёт с меткой на задней крышки, как только совпала заканчивайте прокрутку и сверяйте все метки, ещё кой что вам хотели сказать, кроме двух мест где можно проверить метки, есть ещё и третье место (Его можно даже в принципе и не смотреть, по маховику всё сверить можно, но не всегда, если у вас маховик к примеру неправильно будет установлен, то метка тоже не будет совпадать с тем самым треугольным вырезом, поэтому учитывайте это), так вот, третье место это шкив коленвала на нём есть точка и на крышке масляного насоса тоже есть вырез, они должны будут совпасть между собой когда все остальные метки тоже совпали (см. фото 4).

Примечание!Хотели вам насчёт третьего места где можно метки проверить немного пояснить, во-первых этот шкив коленвала находиться в самом низу и чтобы его увидеть вам переднее правое колесо снять придётся (О том как снять колесо, читайте в статье: «Замена колёс на автомобиле»), но и это не всё, затем ремень генератора будет подлежать снятию и шкив привода генератора (О том как это сделать, читайте в статье: «Замена ремня ГРМ на машине», в той статье пункт 2 и 4 внимательно прочтите), вот после этого то у вас и откроется доступ к третьей метки, кстати поэтому на эту метку почти и никто не смотрит, а по метки на маховику всё определяется, но так же говорим вам, маховик могут некоторые люди (Неопытные) неправильно установить (Это очень редко случается) и поэтому метки уже не будут совпадать так как надо!

3) Ну и в завершение про третий способ выставления фаз по меткам вам расскажем, делается он следующим образом, так же вывешивается правое переднее колесо (По ходу движения автомобиля) и оно снимается, после снятия открывается доступ к болту крепления шкива привода генератора (Об этом болте мы уже сказали в пункте 4 в статье: «Замена ремня ГРМ на автомобиле» на которую выше дана ссылка), вам этот болт по часовой стрелки нужно будет ключом провернуть (Воротком с накидной головкой проще всего, но если её нет, то торцевым тоже всё можно сделать) опять же до того, пока все метки не совпадут между собой.

Примечание!Если вы всё сделали правильно, но метки между собой всё же не совпали где то (К примеру на шкиве распределительного вала совпали, а на маховике между собой нет), то это говорит о том, что фазы газораспределения у вас нарушены и снять ремень ГРМ придётся (О том как его снять, в той самой статье на которую ссылка выше дана смотрите, она ещё называется: «Замена ремня ГРМ на автомобиле»), после снятия все те шкивы нужно будет повернуть которые вам надо (Шкивы крутятся, способы вращения шкива коленвала мы вам уже рассказали, а шкив распредвала рукой можно будет повернуть по своей оси, но только будьте аккуратны, очень аккуратны, особенно если у вас двигатель клапана загибает, то при вращении какого то из шкивов, клапана и поршни между собой встретятся и чтобы эта встреча была не плачевной, делайте всё предельно аккуратно и по уму), повернуть таким образом чтобы они с метками совпали (Кстати если вы насчёт маховика задумались, то он сам повернётся когда вы шкив коленвала крутить будете и наоборот, если вы вдруг решите за маховик коленвал провернуть «Это можно с помощью отвертки сделать толстой и мощной», то и сам шкив при этом повернётся и встанет в то положение, которое вы на маховике выставите и если вы выставите маховик по метки, то соответственно и шкив коленвала тоже по метки установиться, но как мы сказали ранее, если маховик будет установлен не правильно или же даже если шкив будет установлен не верно, то метки на шкиве и на маховике уже ни как не совпадут между собой), как только всё с метками совпало, можете устанавливать ремень обратно и после установки так же проверьте чтобы метки стояли правильно, вот таким вот образом и производиться правильная установка фаз газораспределения по меткам!

Дополнительный видео-ролик:Более подробную информацию об том где находятся все эти метки и о том как правильно установить ремень ГРМ на своё место чтобы все метки совпали, смотрите в видео-ролике чуть ниже:

Примечание!Обязательно ко всему этому, изучите ещё дополнительную информацию которая показана в ролике чуть ниже, а именно в ней сказано как правильно нужно закручивать болты крепления крышки закрывающей механизм ГРМ, а так же сказано что будет если данные болты будут закручены неправильно, в общём просмотрите ролик и всё сами поймёте!

vaz-russia.ru

ВАЗ 2108 | Проверка и установка фаз газораспределения

1. Снимите провод массы с аккумулятора. 2. Поднимите переднюю часть автомобиля и зафиксируйте на подставках. Снимите правое переднее колесо. 3. Снимите кожух воздушного фильтра. 4. Снимите вспомогательные приводные ремни. 5. Установите под двигателем домкрат и через деревянный брусок приподнимайте двигатель до тех пор, пока весь верх двигателя не будет восприниматься домкратом. Отвинтите гайки и снимите правую подвеску силового агрегата. 6. Отвинтите болты и снимите верхний кожух зубчатого ремня вместе с резиновым уплотнением. 7. Проверните двигатель гаечным ключом за шкив коленчатого вала по часовой стрелке. Вращайте коленчатый вал до тех пор, пока метка на шкиве коленчатого вала не совместится с указателем на основании масляного насоса. 8. Болтами зафиксируйте шкивы распреде лительного вала и топливного насоса. Если фиксирующие болты установились, значит, фазы газораспределения отрегулированы правильно. 9. Если фиксирующие болты невозможно установить в связи с тем, что отверстия смещены, необходимо произвести регулировку фаз газораспределения. 10. Ослабьте болты крепления механизма натяжения зубчатого ремня и отсоедините пружину механизма натяжения от установочных штифтов. 11. Снимите зубчатый ремень со шкивов распределительного вала и топливного насоса. 12. Поверните шкивы распределительного вала и топливного насоса в сторону, где меньше расстояние до совмещения установочных отверстий в шкивах с отверсти ями в блоке цилиндров и головке. 13. Болтами зафиксируйте шкивы распреде лительного вала и топливного насоса, при этом метка на шкиве коленчатого вала должна быть совмещена с указателем. 14. Установите зубчатый ремень на шкивы распределительного вала и топливного насоса. 15. Извлеките блокирующие болты. 16. Ослабьте болт крепления шкива механизма натяжения и поверните шкив коленчатого вала в обратную сторону на 60° (против часовой стрелки). Для того чтобы автоматически отрегулировать натяжение зубчатого ремня, зафиксируйте шкив коленчатого вала от проворачивания и затяните болт крепления шкива механизма натяжения. 17. Проверните коленчатый вал на два полных оборота и проверьте, что все установочные метки на шкивах совместились с указателем. 18. Ослабьте болт крепления шкива механиз ма натяжения и проверните коленчатый вал на 60° против часовой стрелки для того, чтобы отрегулировать натяжение зубчатого ремня. Зафиксируйте шкив коленчатого вала от проворачивания и затяните болт крепления механизма натяжения. 19. Установите коленчатый вал двигателя в положение, при котором поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке в такте сжатия и проверьте, что все установочные метки на шкивах совмести лись с указателями. 20. Установите кожухи зубчатого ремня и шкив коленчатого вала.

automn.ru

ВАЗ 2109 | Проверка и регулировка фаз газораспределения (двигатели 2.0 л)

  1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов (см. Главу Текущее обслуживание). Выверните нижний болт крепления стойки натяжного ролика и осевой болт основания натяжителя. Снимите сборку натяжителя с двигателя.

Не снимайте стойку со сборки натяжителя, в противном случае возникнет необходимость в шлифовке рабочих поверхностей.

  1. Снимите вакуумный насос сервопривода тормозного усилителя тормозов (см. Главу Тормозная система).
  2. С целью облегчения доступа к крышке звездочки ТНВД и к насосу выполните следующие подготовительные операции:
    1. Снимите корпус воздухоочистителя и приемную трубу системы выпуска отработавших газов, (см. Главу Системы питания и выпуска).
    2. Пометьте положение кронштейна правой опоры подвески силового агрегата по отношению к кронштейну головки цилиндров. Выверните три болта крепления правой опоры двигателя к кронштейну головки и три болта крепления опоры двигателя к брызговику. Подоприте правую сторону двигателя тележечным домкратом. Поднимите двигатель насколько возможно выше, не перегружая, однако, оставшиеся опоры и коммуникационные линии (трубки, шланги, жгуты электропроводки).
  3. Снимите крышку газораспределительного механизма (см. Снятие и установка крышки газораспределительного механизма) и приведите поршень первого цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия (см. Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки конца такта сжатия (ВМТ).
  4. Снимите датчик положения коленчатого вала (CKP) (см. Главу Системы питания и выпуска).
  5. Выверните крепежные болты и снимите крышку звездочки ТНВД с крышки цепи привода ГРМ.
  1. Удостоверьтесь, что риска на шкиве коленчатого вала совместилась с установочной меткой на крышке газораспределительной цепи и проденьте в отверстие под установку датчика CKP фиксирующий стержень, введя его в зацепление с вырезом в теле вала.

  1. Заблокировав коленчатый вал, проденьте фиксирующий стержень сквозь отверстие во фланце ТНВД и протолкните его конец в отверстие в насосе.
  1. Затем заправьте приспособление для блокировки распределительного вала в паз в цапфе последнего.
  1. Если все фиксирующие приспособления беспрепятственно становятся на свои штатные места, следовательно, фазы газораспределения установлены правильно и корректировка не требуется, — переходите к выполнению процедур (см ниже пп. 22—27) . Если хотя бы один инструмент не удается установить должным образом, произведите соответствующую регулировку (см. далее), — обратите внимание на необходимость замены болта звездочки коленчатого вала и уплотнительного кольца болта натяжителя.
  2. Извлеките приспособления, блокирующие распределительный вал и фланец ТНВД, выверните болты крепления кронштейна правой опоры к головке цилиндров.
  3. Отведите колпачок натяжителя верхней цепи ГРМ от задней части головки цилиндров и снимите плунжер, — постарайтесь запомнить его установочное положение. Снимите уплотнительное кольцо и выбросите его, — при установке кольцо подлежит замене в обязательном порядке.
  4. Удерживая распределительный вал за лыски рожковым ключом, отпустите и выверните болт крепления звездочки. Вверните новый болт и затяните его пока только от руки.
  5. Ослабьте болты крепления звездочки ТНВД к фланцу насоса.
  1. Заблокировав коленчатый вал от проворачивания, удостоверьтесь в том, что метка ВМТ на звездочке верхней цепи ГРМ совмещена с отверстием для контроля фаз газораспределения во фланце ТНВД. Проденьте фиксирующий стержень и затяните болты крепления звездочки с требуемым усилием.
  1. Протолкните конец стержня блокировки распределительного вала паз на торце цапфы последнего, совместив направляющий штифт с отверстием.
  2. Установив фиксирующие приспособления на свои штатные места, установите рычаг звездочки распределительного вала, — при отсутствии рычага, воспользуйтесь двумя болтами, продев их в отверстия звездочки. Затем, действуя как рычагом большой отверткой, заблокируйте звездочку от проворачивания. Попросите помощника удерживать натянутой верхнюю сторону газораспределительной цепи, — следует приложить небольшое усилие к звездочке, оставив тем самым всю слабину цепи на стороне натяжителя.
  3. Натянув верхнюю цепь, удостоверьтесь в том, что фиксирующий ТНВД стержень движется в своем отверстии с незначительным сопротивлением. При закусывании стержня попросите помощника ослабить давление на звездочку, — если стержень движется чрезмерно свободно, усилие следует немного увеличить.
  1. Натянув требуемым образом верхнюю цепь, зафиксируйте распределительный вал рожковым ключом и затяните болт крепления его звездочки с усилием 1-й стадии. Проверьте свободу хода фиксирующего ТНВД стержня, затем дотяните болт крепления звездочки на угол, сначала 2-й, затем 3-й стадий затягивания, — воспользуйтесь угломерной приставкой к воротку, либо нанесите маркером опорные метки.
  1. Снимите все блокирующие приспособления и установите новое уплотнительное кольцо на колпачок натяжителя верхней цепи привода ГРМ. Заправьте плунжер в головку цилиндров (глухим концом к цепи), установите колпачок и затяните его с требуемым усилием.

При установке нового натяжителя ослабьте его, полностью, до щелчка утопив центральный стержень колпачка, — теперь стержень натяжителя должен свободно утапливаться и плавно возвращаться в исходное положение.

  1. Проверните коленчатый вал на два полных два оборота (720°) в нормальном направлении (см. Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки конца такта сжатия (ВМТ), с целью приведения поршня первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия, — удостоверьтесь в возможности беспрепятственной установки всех фиксирующих приспособлений.
  1. Удостоверьтесь в абсолютности чистоты и сухости сопрягаемых поверхностей крышек звездочки ТНВД и привода ГРМ. Если крышка изначально была установлена на прокладку, замените последнюю. Затяните болты крепления крышки с требуемым усилием. Если прокладка не была предусмотрена, наложите на сопрягаемую поверхность крышки подушку герметика толщиной приблизительно 2 мм, установите крышку и затяните с требуемым усилием болты ее крепления.
  1. Установите на двигатель натяжитель ремня привода вспомогательных агрегатов, затянув оба болта с требуемым усилием. Если стояка снималась со сборки натяжителя, притрите ее несколькими последовательными возвратно-поступательными движениями, установив головку на шестигранную часть основания. Если стойка функционирует исправно, установите ремень привода вспомогательных агрегатов (см. Главу Текущее обслуживание).
  2. Если снимали, установите на головку цилиндров кронштейн правой опоры подвески силового агрегата и уберите подпирающий двигатель домкрат. Установите правую опору на брызговик и совместите ее с нанесенными в процессе демонтажа метками на кронштейне головки цилиндров. Вверните крепежные болты и затяните их с требуемым усилием. Установите крышку газораспределительного механизма (см. Снятие и установка крышки газораспределительного механизма).
  3. Установите на место приемную трубу системы выпуска отработавших газов и корпус воздухоочистителя (см. Главу Системы питания и выпуска).
  4. Установите на головку цилиндров вакуумный насос сервопривода тормозного усилителя (см. Главу Тормозная система).
  5. Установите на блок цилиндров датчик CKP (см. Главу Системы питания и выпуска) и подсоедините отрицательный провод к батарее.

automn.ru

ВАЗ 2109 | Проверка и установка фаз газораспределения

1. Снимите провод массы с аккумулятора. 2. Поднимите переднюю часть автомобиля и зафиксируйте на подставках. Снимите правое переднее колесо. 3. Снимите кожух воздушного фильтра. 4. Снимите вспомогательные приводные ремни. 5. Установите под двигателем домкрат и через деревянный брусок приподнимайте двигатель до тех пор, пока весь верх двигателя не будет восприниматься домкратом. Отвинтите гайки и снимите правую подвеску силового агрегата. 6. Отвинтите болты и снимите верхний кожух зубчатого ремня вместе с резиновым уплотнением. 7. Проверните двигатель гаечным ключом за шкив коленчатого вала по часовой стрелке. Вращайте коленчатый вал до тех пор, пока метка на шкиве коленчатого вала не совместится с указателем на основании масляного насоса. 8. Болтами зафиксируйте шкивы распреде лительного вала и топливного насоса. Если фиксирующие болты установились, значит, фазы газораспределения отрегулированы правильно. 9. Если фиксирующие болты невозможно установить в связи с тем, что отверстия смещены, необходимо произвести регулировку фаз газораспределения. 10. Ослабьте болты крепления механизма натяжения зубчатого ремня и отсоедините пружину механизма натяжения от установочных штифтов. 11. Снимите зубчатый ремень со шкивов распределительного вала и топливного насоса. 12. Поверните шкивы распределительного вала и топливного насоса в сторону, где меньше расстояние до совмещения установочных отверстий в шкивах с отверсти ями в блоке цилиндров и головке. 13. Болтами зафиксируйте шкивы распреде лительного вала и топливного насоса, при этом метка на шкиве коленчатого вала должна быть совмещена с указателем. 14. Установите зубчатый ремень на шкивы распределительного вала и топливного насоса. 15. Извлеките блокирующие болты. 16. Ослабьте болт крепления шкива механизма натяжения и поверните шкив коленчатого вала в обратную сторону на 60° (против часовой стрелки). Для того чтобы автоматически отрегулировать натяжение зубчатого ремня, зафиксируйте шкив коленчатого вала от проворачивания и затяните болт крепления шкива механизма натяжения. 17. Проверните коленчатый вал на два полных оборота и проверьте, что все установочные метки на шкивах совместились с указателем. 18. Ослабьте болт крепления шкива механиз ма натяжения и проверните коленчатый вал на 60° против часовой стрелки для того, чтобы отрегулировать натяжение зубчатого ремня. Зафиксируйте шкив коленчатого вала от проворачивания и затяните болт крепления механизма натяжения. 19. Установите коленчатый вал двигателя в положение, при котором поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке в такте сжатия и проверьте, что все установочные метки на шкивах совмести лись с указателями. 20. Установите кожухи зубчатого ремня и шкив коленчатого вала.

automn.ru

Обслуживание, устройство и ремонт автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 - Установка составного шкива привода распределительного вала- Лада Самара/Спутник

В предложениях специализированных фирм, занимающихся тюнингом (доводкой) двигателей, составной шкив привода распределительного вала упоминается довольно часто. Как правило, составной шкив используется для обеспечения оптимальной настройки двигателя при установке распределительного вала с измененным, по сравнению с заводским, профилем кулачков. Применение составного шкива с заводским распределительным валом позволяет решить и другую проблему, которая также связана с оптимизацией фаз газораспределения обычного двигателя. Как известно, любые детали, в том числе и двигателя, нельзя изготовить идеально точно, поэтому в серийном производстве существуют определенные допуски на размеры. Неблагоприятное сочетание отклонений размеров отдельных деталей в рассматриваемом нами случае может привести к тому, что на новом автомобиле ошибка в установке распределительного вала относительно коленчатого вала может составлять несколько градусов. И если для двигателей предыдущего поколения (заднеприводные автомобили ВАЗ) ошибка в 4–5 градусов не приводит к заметным нарушениям в работе, то для более современных моторов переднеприводных автомобилей ВАЗ такая же ошибка существенна. В результате мощность двигателя оказывается меньше паспортной, ухудшается экономичность. Таким образом, составной шкив можно использовать в том числе и для того, чтобы привести показатели двигателя к норме. Конечно, в данном случае речь идет о «тонкой» настройке двигателя, которую, как правило, могут выполнить только высококвалифицированные специалисты. Вместе с тем, при установке составного шкива рядовой автолюбитель, которому не чужд дух экспериментаторства, получает возможность превратить свой автомобиль в небольшую лабораторию и оценить, руководствуясь собственными ощущениями, как изменяется «характер» двигателя при изменении фаз газораспределения. В конечном счете, решение, устанавливать или не устанавливать на автомобиль те или иные узлы и детали, отличные от заводских, принимает владелец автомобиля. Поэтому важно понимать, как должны изменяться характеристики двигателя при смещении фаз газораспределения. Изменение фаз газораспределения приводит к изменению основных характеристик двигателя, среди которых водителя больше интересуют крутящий момент и мощность. Причем, максимальный момент и максимальная мощность достигаются при разных значениях частоты вращения коленчатого вала (оборотов двигателя). На современных двигателях применяются механизмы газораспределения, позволяющие изменять фазы в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Эти механизмы позволяют поддерживать максимальное значение крутящего момента в достаточно широком диапазоне оборотов двигателя. В двигателях ВАЗа такие конструкции не применяются, и даже при установке тюнинговых распределительных валов под изменением фаз газораспределения можно понимать только изменение угла перекрытия фаз клапанов и углов опережения открытия и запаздывания закрытия клапанов. Иными словами, настройка фаз при различных оборотах остается неизменной. Разумеется, при этом характеристики момента и мощности принципиально не изменяются (имеется явно выраженный максимум). В нашем случае при использовании только составного шкива (без замены заводского распределительного вала на измененный) можно регулировать только установочные углы закрытия и открытия клапанов. Например, можно сместить максимум крутящего момента от обычных для этих двигателей оборотов — 3000…3500 мин –1 в зону более низких оборотов — 2000…3000 мин –1 . Увеличить крутящий момент на этих оборотах можно, уменьшив угол запаздывания закрытия впускных клапанов, т.е. повернув распределительный вал по направлению вращения коленчатого вала двигателя (говоря иначе, установить фазы газораспределения с опережением). При этом не стоит забывать, что на высоких оборотах из-за недоиспользования инерции рабочей смеси во впускном тракте наполнение цилиндров ухудшится. А это, безусловно, приведет к снижению максимальной мощности двигателя и, соответственно, максимальной скорости автомобиля. Шкив состоит из двух деталей: зубчатого венца и ступицы, которые соединяются шестью болтами. В зубчатом венце выполнены резьбовые отверстия для установки болтов. Прорези для болтов в ступице шкива имеют специальную форму, которая позволяет поворачивать ступицу относительно зубчатого венца. А так как ступица шкива установлена на распределительном валу с помощью шпонки, то вместе со ступицей будет поворачиваться и распределительный вал. Этим обеспечивается изменение фаз газораспределения. Размеры прорезей в ступице таковы, что распределительный вал можно повернуть вперед или назад, т.е. в направлении вращения или в противоположном направлении на небольшой угол (около 5° в каждую сторону), чего вполне достаточно для регулировки. К тому же, работа на предельных углах в течение непродолжительного времени не слишком опасна для двигателя. Обращаем ваше внимание на то, что у двигателей рабочим объемом 1500 см 3 соударения поршней и клапанов не происходит при любом взаимном положении распределительного и коленчатого валов. Снимаем левую и правую части брызговика двигателя (см. Брызговик двигателя). Снимаем ремень привода распределительного вала с зубчатого шкива распределительного вала (см. Проверка натяжения и замена ремня привода газораспределительного механизма). Снимаем зубчатый шкив с распределительного вала (см. Замена сальника распределительного вала). Перед установкой составного шкива необходимо выставить его «на ноль». То есть собрать и установить его таким образом, чтобы положение распределительного вала с составным шкивом соответствовало положению распределительного вала со стандартным шкивом.

Для того чтобы было удобнее контролировать взаимное положение ступицы и зубчатого венца шкива привода распределительного вала, ключом «на 10» ослабляем затяжку шести болтов и любой из них полностью выворачиваем.

Укладываем составной шкив на стандартный так,

…чтобы совместились шпоночные пазы в центральных отверстиях шкивов.

Для совмещения шпоночных пазов можно воспользоваться в качестве направляющей сверлом диаметром 4 мм.

После совмещения пазов выравниваем по боковым поверхностям зубья шкивов, удерживая одной рукой сверло в шпоночных пазах шкивов.

После точного совмещения шкивов видно, что резьбовое отверстие в зубчатом венце составного шкива располагается по центру прорези в ступице.

Таким образом, «нулевое» положение найдено и теперь можно изменять положение распределительного вала относительно этой точки. Устанавливаем на место недостающий болт крепления зубчатого венца шкива и равномерно затягиваем все шесть болтов. Для контроля правильности взаимного положения распределительного и коленчатого валов перед установкой составного шкива на него нужно нанести установочную метку в том же месте, где она находится у стандартного зубчатого шкива. Необходимость выполнения этой операции вызвана тем, что у составного шкива, который изготовлен из двух стандартных, при установке на распределительный вал метка оказывается с внутренней стороны (со стороны металлической задней крышки привода ГРМ) и поэтому не видна.

Для контроля перемещения частей шкива при регулировке наносим на боковые поверхности зубчатого венца и ступицы метки «нулевого» положения.

Для того чтобы можно было точно оценить положение распределительного вала (т.е. ступицы составного шкива) относительно «нулевого» положения, которое было отмечено меткой, нужно изготовить шкалу, по которой и можно будет ориентироваться. Мы решили сделать шкалу из отрезка ленты рулетки.

Лента окрашена в яркий желтый цвет, поэтому на ней хорошо видны деления шкалы.

Устанавливаем составной шкив на распределительный вал и проверяем совмещение установочных меток валов. Надеваем ремень на шкив насоса охлаждающей жидкости и заводим за натяжной ролик. После этого надеваем ремень на шкив распределительного вала, следя за тем, чтобы передняя ветвь ремня была натянута. Вставляем отвертку между двумя винтами или стержнями диаметром 4 мм, установленными в отверстия натяжного ролика, и, поворачивая ролик против часовой стрелки, натягиваем ремень (см. Проверка натяжения и замена ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ)).

Повернуть ролик также можно специальным ключом.

Затягиваем гайку крепления натяжного ролика. Коленчатый вал проворачиваем головкой «на 19» на два оборота по часовой стрелке за болт шкива привода генератора. Проверяем совпадение установочных меток коленчатого и распределительного валов. Если метки не совпадают, повторяем операцию по установке ремня. Для регулировки натяжения ремня поворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы метка на шкиве распределительного вала переместилась вниз от усика задней крышки на два зуба. При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н. (см. Проверка натяжения и замена ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ)).Чрезмерное натяжение снижает срок службы ремня, подшипников насоса охлаждающей жидкости и натяжного ролика.

Так выглядит установленный на двигателе составной шкив с вставленной в него регулировочной шкалой.

Регулировочную шкалу (отрезок ленты) устанавливаем встык между ступицей и зубчатым венцом шкива привода распределительного вала только на время регулировки фаз.

Чтобы при работе двигателя шкала не попала под ремень, после регулировки извлекаем ее пинцетом. Теперь, когда все монтажные работы выполнены, приступаем к «экспериментам» с фазами газораспределения. Изменение фаз заключается в изменении положения ступицы составного шкива и связанного с ней распределительного вала относительно венца шкива. Таким образом, при изменении фаз газораспределения будет меняться взаимное положение распределительного и коленчатого валов. При этом можно отметить несколько положительных с точки зрения удобства регулировки и затрат времени моментов. Во-первых, для изменения фаз составной шкив не требуется демонтировать. Во-вторых, после изменения фаз не нужно каждый раз заново регулировать натяжение приводного ремня, т.к. гайка натяжного ролика не ослаблялась. Для изменения фаз нужно ослабить шесть болтов крепления ступицы составного шкива к зубчатому венцу настолько, чтобы можно было повернуть венец относительно ступицы. При регулировке распределительный вал остается неподвижным, а изменение фаз осуществляется поворотом коленчатого вала (при этом поворачивается и зубчатый венец шкива). Коленчатый вал поворачиваем отверткой за зубья маховика через отверстие в верхней части картера сцепления. Так как коленчатый вал нужно поворачивать на небольшой угол (в противном случае может провернуться и распределительный вал), то удобно действовать, опирая стержень отвертки на край отверстия. Для контроля угла относительного поворота деталей шкива пользуемся описанной выше регулировочной шкалой. После того как зубчатый шкив повернут на необходимый угол, затягиваем болты шкива и устанавливаем на место переднюю крышку газораспределительного механизма. Теперь можно оценить результаты регулировки при движении автомобиля, ориентируясь на собственные ощущения.

www.vaz-autos.ru

ВАЗ 2109 | Вторая установка фаз газораспределения

Убедитесь, что зубчатый венец фазорегулятора распределительного вала впускных клапанов надежно зафиксирован (венец нельзя повернуть влево или вправо).

Рис. 2.71. Фиксация зубчатого венца фазорегулятора распределительного вала

Установите на специальное приспособление (Mot. 1509) шестерню (Mot. 1509-01).

Рис. 2.72. Установка дистанционной втулки: 1 – дистанционная втулка; 2 – шпилька
Наденьте дистанционную втулку приспособления (Mot. 1509–01) на шпильку (рис. 2.72).
Рис. 2.73. Закрепление верхнего болта на дистанционной втулке: 1 – верхний болт; 2 – дистанционная втулка
Заверните верхний болт, поставив дистанционную втулку (Mot. 1509–01) между приспособлением и крышкой головки цилиндров (болт окончательно не затягивайте) (рис. 2.73).

Затяните болт и гайку с буртиком.

Подведите шестерни приспособления (Mot. 1509) к зубчатым шкивам распределительных валов.

Затяните гайки крепления зубчатых шкивов (80 Н·м).

Рис. 2.74. Снятие заглушки фазорегулятора распределительного вала впускных клапанов: 1 – болт и гайка с буртиком; 2 – гайки крепления зубчатых шкивов; 3 – заглушка фазорегулятора
Снимите заглушку фазорегулятора распределительного вала впускных клапанов (рис. 2.74).

Открутите болт крепления фазорегулятора распределительного вала впускных клапанов.

Открутите гайку крепления зубчатого шкива распределительного вала выпускных клапанов и приспособление (Mot. 1509).

Снимите зубчатые шкивы распределительных валов.

При необходимости отверните шпильку с гайкой.

Установите приспособление (Mot. 1509) с шестернями (Mot 1509-01).

Затяните болт и гайку с буртиком.

Подведите шестерни приспособления до касания с зубчатыми шкивами распределительных валов.

Рис. 2.75. Затягивание шпилек крепления зубчатых шкивов: 1 – гайка с буртиком; 2 – шпильки крепления зубчатых шкивов
Затяните шпильки крепления зубчатых шкивов (80 Н·м)  (рис. 2.75).

Открутите гайки крепления зубчатых шкивов распределительных валов.

Снимите приспособление (Mot. 1509) и зубчатые шкивы распределительных валов.

Установите предварительно обезжиренные зубчатые шкивы распределительных валов, используя старые гайки.

С помощью приспособления (Mot. 799-01) затяните гайки требуемым моментом 15 Н·м.

ВНИМАНИЕ

При замене ремня привода газораспределительного механизма обязательно замените шкив коленчатого вала, обводной и натяжной ролики и ремни привода ГРМ и вспомогательных агрегатов.

Установите смещенные по отношению к оси пазы горизонтально вниз, как показано выше, повернув распределительные валы с помощью приспособления (Mot. 799-01).

Рис. 2.76. Фиксация торцов распределительных валов
Зафиксируйте приспособление (Mot. 1496) на торцах распределительных валов (рис. 2.76).

Отверните гайку крепления зубчатого шкива распределительного вала выпускных клапанов и болт крепления шкива фазорегулятора впускного распределительного вала.

Отверните гайки крепления зубчатых шкивов распределительных валов.

Убедитесь, что коленчатый вал заблокирован.

Рис. 2.77. Проверка блокировки коленчатого вала: 1 – паз коленчатого вала; 2 – ребра
Паз коленчатого вала должен находиться между двумя ребрами (рис. 2.77).
Рис. 2.78. Установка натяжного ролика: 1 – выступ; 2 – паз
Установите натяжной ролик, расположив его выступ в пазу (рис. 2.78).

Установите зубчатый шкив коленчатого вала, ремень привода ГРМ и обводной ролик.

Затяните требуемым моментом (50 Н·м) болт крепления обводного ролика.

automn.ru


Смотрите также